“Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому”
А. С. Пушкин
Пояснительная записка
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Почти никто не задумывается над тем, откуда эти предметы пришли в нашу жизнь. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс “Из прошлого – в настоящее” реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность как носителя национальных культурных традиций.
В соответствии с федеральным компонентом Государственных стандартов основного общего образования по истории и технологии элективный курс способствует решению задач, которыми являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма и толерантности.
Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.
Элективный курс “Из прошлого – в настоящее” предполагает изучение следующих разделов:
“Народный быт”;
“Вышивка родного края”;
“Рушник”;
“Народная кукла”;
“История народного костюма”;
“Изготовление куклы-сувенира в народном
костюме”;
“Проектирование”.
Целью элективного курса является возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций как частей материальной и духовной культуры русского народа.
Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач:
– формировать знание культурных традиций предков, обучать конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов декоративно-прикладного искусства;
– воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям России, уважение к труду;
– развивать образное и логическое мышление, творческие способности, эстетический и художественный вкус; развивать навыки самообразования и самоанализа; содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным (технология + история), в его основу положена научно-практическая деятельность ребенка, которая предполагает исследовательское изучение культурного явления с последующим его изготовлением. Курс рассчитан на 34 часа и может быть освоен в течение года (одно занятие в неделю).
Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы как рассказ, беседа, объяснение, лекция, а также выполнение практических заданий.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Элективный курс не является традиционной формой обучения, в отличие от урока. Этим объясняется выбор формы контроля в виде разработки и презентации творческого проекта. Для того, чтобы получить допуск к работе над проектом, учащимся предлагается выполнить тест. По результатам презентации выставляется зачет.
Содержание курса
Вводное занятие (2ч).
Цели, задачи курса. Предмет курса. Актуальность. Специфика.
Народный стиль. Народный стиль в современной моде. Показ школьной коллекции “Старинный образ”. Примерочная. Беседа по охране труда. Анкетирование.
Основные задачи раздела:
– познакомить с целями, задачами, спецификой, актуальностью курса;
– развивать интерес к народной культуре через знакомство со школьной коллекцией;
– прививать учащимся безопасные приемы трудовых действий.
Народный быт (3 ч).
Отношение человек — природа. Строительство дома. Трехчастная структура дома (верх, середина, низ). Выбор материала для строительства. Выбор места строительства. Выбор времени начала строительства. Дерево как значимая составляющая народного быта.
Отношение человек — вещь. Окна. Двери. Труба. Печь. Стол. Предметы быта (посуда, полотенца, занавеси и т.д.). Отношение человек — человек. Хозяин и хозяйка. Особенности национального гостеприимства.
Особенности орловского народного быта. Основные народные обряды (рождение, крестины, свадьба и др.). Орловский свадебный обряд.
Основные задачи раздела:
– охарактеризовать ряд понятий: дом, изба, хата, матица, окно, дверь, труба, печь, стол и т.д.;
– расширить представление о доме как макете мироздания;
– познакомить с особенностями орловских народных обрядов.
Вышивка родного края (4 ч.).
История вышивки орловского края. Виды вышивок. Цвет в вышивке. Символика в вышивке. Материалы.
Вышивка крестом. Орловский спис. Приемы работы.
Выполнение образца.
Основные задачи раздела:
– познакомить с историей вышивки орловского края, ее видами и символами;
– закрепить навыки вышивания крестом и в технике “орловский спис”;
– отработать безопасные приемы вышивания.
Рушник (2 ч.).
История появления полотенец. Этимология слова рушник. Выбор термина. Использование полотенец в быту. Виды рушников. Символика орнамента. Материалы.
Выполнение эскиза рушника (рисунок).
Основные задачи раздела:
– познакомить с понятиями: полотенце, рушник;
– рассмотреть особенности использования полотенец, рушников;
– выполнить эскиз рушника.
Народная кукла (2ч.).
Народная кукла. Типы и назначение кукол. Культовые и обрядовые куклы: обереговые куклы, обрядовые куклы. Символика и семиотика кукол. Функции, назначение кукол. Место народной куклы в современном мире. Куклы-сувениры.
Изготовление обереговых кукол: Зольница, Пеленашка, Куватка.
Основные задачи раздела:
– познакомить с понятиями: народная кукла, культовые и обрядовые куклы, Зольница, Пеленашка, Куватка;
– расширить знания учащихся о функциональном назначении кукол;
– изготовить обереговую куклу (по выбору учащихся).
История народного костюма (4 ч.).
Из истории народного костюма. Северный и южный вариант народного костюма (общее и отличия).
Женский народный костюм (рубашка, понева, гашник, сарафан и др.) и головные уборы (сорока, кичка, кокошник и др.).
Декоративные украшения праздничного женского костюма (ожерелки, гашник и др.).
Орловский народный костюм. Народные верования, связанные с одеждой.
Основные задачи раздела:
– познакомить с понятиями: северный и южный вариант народного костюма, рубашка, понева, гашник, сарафан, сорока, кичка, кокошник, ожерелки, гашник и т.д.;
– рассмотреть особенности орловского народного костюма.
Изготовление куклы-сувенира в народном костюме (5ч.).
Технология изготовления куклы-сувенира в народном костюме.
Изготовление куклы-закрутки.
Изготовление рубахи для куклы.
Изготовление поневы, передника.
Изготовление головного убора и декоративных украшений.
Основные задачи раздела:
– изучить технологию изготовления кукол-сувениров;
– изготовить сувенирную куклу в народном костюме.
Заключительное занятие (2ч.).
Экскурсия в краеведческий (школьный) музей.
Тестирование.
Основные задачи раздела:
– комплексный контроль приобретенных знаний, умений, навыков.
Проектирование (8 ч.)
Основные задачи раздела:
– отработать навыки проектной деятельности;
– закрепить знания, полученные в ходе изучения элективного курса “Из прошлого – в настоящее”.
Презентация проектов (2 ч.)
Возможные темы проектов:
- Мы родом из Орловщины (народный быт орловских крестьян).
- Дом и семья в русской традиции.
- Орловский рушник.
- Магическое узорочье Орловщины (“орловский спис”)
- Час потехи: русская игра и игрушка.
- Праздничный день в крестьянском доме (рассказ, сценарий).
- Орловская народная свадьба (рассказ, сценарий).
- Старинный образ (женский народный костюм)
- Древо жизни (народная вышивка).
- Народная кукла и крестьянские праздники.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Основное содержание |
Всего |
Лекции с элементами беседы |
Интерактивных занятий |
Практических занятий |
Экскурсий |
1 |
Вводное занятие | 2 |
1 |
1 |
||
2 |
Народный быт | 3 |
2 |
1 |
||
3 |
Вышивка родного края | 4 |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
Рушник | 2 |
1 |
1 |
||
5 |
Народная кукла | 2 |
1 |
1 |
||
6 |
История народного костюма | 4 |
2 |
2 |
||
7 |
Изготовление куклы-сувенира в народном костюме | 5 |
2 |
3 |
||
8 |
Заключительное занятие | 2 |
1 |
1 |
||
9 |
Проектирование | 8 |
8 |
|||
10 |
Презентация проектов | 2 |
2 |
|||
Всего: | 34 |
8 |
18 |
7 |
1 |
Список литературы
- Аниканов В.Ф. На земле вятичей.– Мценск, 2000.
- Бойцова Т.Е. Динамика численности и состав населения Орловской области. // Материалы для учителей географии. Орел, 2005. (По данным Всесоюзной переписи населения 2001 г.)
- Воронов А.А. Крестьянские свадьбы в Устюженском уезде Новгородской губернии. В сборнике: Устюжна: Краеведческий альманах. Вып. III. Вологда: "Русь", 1995. Печатается по изданию: Памятная книжка Новгородской губернии на 1897 год. Новгород, 1897.
- Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия Х – ХХ вв. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
- Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и общность в маргинальной зоне русского севера (на материале свадебного обряда). // Ареальные исследования в языкознании и этнографии.
- Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его терминологии. // Формирование раннефеодальных славянских народностей. - М., 1981.
- Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда: (По материалам Вологодской губ.). // Русский народный свадебный обряд. С. 72-88.
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008
- Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008
- Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал.– М., 2004.
- История Орловского края. Ч.1. С древнейших времен до конца XIX века.– Орел, 2004.
- Каштанов Ю.Е. Русский костюм.– М.: Изд-во “Белый город”, 2005.
- Костромичева М.В. Этнолингвистическая программа-вопросник по теме “Свадебный обряд”. Учебно-методическое пособие по проведению диалектологической практики для студентов филологического факультета.- Орел, 2004.
- Костромичева М.В. Свадебный обряд Орловского края. Учебное пособие по курсу “Лингвистическое краеведение” для студентов филологического факультета.– Орел: ОГУ, 2005.
- Лисова К. Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Макашов А.И. В центре России.– Орел: издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1994.
- Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Народные песни Орловского края: Сборник/Записи, вступительная статья, примечания Р. А. Масленниковой.– Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.
- Неделин В.М. Орел изначальный.– Орел: Вешние воды, 2001.
- Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566 – 2000 гг.– Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.
- России Черноземный край.– Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002.
- Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы.– Л., 1978.
- Словарь русского языка Т.1-4-М., 1981-1984, с.224
- Толстой Н.И. Некоторые вопросы соотношения лингво- и этнографических исследований. // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. - Л., 1974. С. 16-21.
- Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва к сложному узору.– М.: Профиздат, 1996.
- Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.130-146
Ресурсы Интернет
- http://ermak65.ru
- http://www.sunhome.ru
- http://russwedding.narod.ru
- http://narod.ru
- http://www.art.oryol.ru
- http://www.RUKUKLA.ru
- http://www.skreen.ru
- http://www.rondtb.ru
- http://www.DollPlanet.ru
- http://www.tipilip.ru
- http://www.orna.ru