ЦЕЛИ УРОКА:
- Ознакомить учащихся с видами обработки срезов и технологией художественной отделки горловины ночной сорочки;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении практической работы;
НАГЛЯДНОСТЬ:
- Образцы с различными формами выреза горловины;
- Инструкционная карта Обработка горловины и пройм подкройной обтачкой. (Приложение 2)
- Образцы последовательной технологической обработки и отделки горловины;
- Манекены с мужскими русскими рубахами;
- Словарь: подкройная обтачка; отделка; кружево, тесьма, оборка, рюш, кант, бейка, аппликация. (Приложение 4)
- Раздаточный материал: иглы для ручных работ, нитки, портновские булавки, мел, утюг, ножницы; технологическое лото; правила техники безопасности. (Приложение 3); таблицы “Виды обработки срезов ночной сорочки”; (Приложение 5)
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА: на столе рушник, на нем куклы в национальных русских костюмах; Манекены с мужскими русскими рубахами;
ТСО:
– магнитофон с записями песен ансамбля “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”;
ПЛАН УРОКА:
- Провести повторение и опрос по предыдущей теме и правилам безопасной работы;
- Дать познавательные сведения по теме: “Технология выполнения обработки и отделки горловины ночной сорочки”, рассказать о видах обработки срезов ночной сорочки;
- Практическая работа: разметка отделки горловины ночной сорочки;
- Закрепление сведений.
ХОД УРОКА
I
. Организационный момент. (1-2 мин.)1. Представление учащимся.
Здравствуйте, девочки. Вы готовы начать урок труда. Известная пословица о труде гласит “Делу время – потехе час”. А почему бы нам не начать трудиться играя. Среди многих старинных игр есть такая игра “лото”. Перед вами “Технологическое лото”. Разберите карточки с вопросами и разложите их на поле с ответами.
II
. Повторение. (5 мин.)1. Технологическое лото (Приложение 1).
(Уч-ся предлагается выбрать( или раздать перед уроком ) по 1-2 карточки лото и положить её на нужное поле).
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
У нас осталось одно поле не закрыто. Помогите мне (читает карточку). “Полоска ткани для обработки среза, вырезанная по форме горловины называется… “ (Ответы уч-ся: подкройная обтачка)
III
. Постановка цели и задач урока. Активное изучение нового материала.Итак, в процессе игры в технологическое лото мы повторили материал предыдущих уроков, необходимый нам сегодня и узнали тему сегодняшнего урока.
На обработку горловины и пройм подкройной обтачкой выделяется 4 урока. Сегодня, на 3 уроке, мы наметим отделку горловины ночной сорочки и подготовим её к окончательной обработке;
Прежде, чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, давайте совершим небольшой экскурс в историю русского костюма. ( музыка)
В толковом словаре С.И.Ожегова записано: СОРОЧКА. То же что рубашка.
Рубаха
Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня “руб” — “кусок, отрез, обрывок ткани”.(рубаха нарядная)
Отдельно о вороте...
Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными
магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.
По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить” все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. (кукла – юноша в русской рубахе) Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную “стоечку”. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал он, справа или слева.
(Рубаха – косоворотка на манекене) Застёгивали ворот на пуговицу.
Легко догадаться, что ворот был особенно “магически важной” деталью одежды ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, иногда содержавшей — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, Идя на смертный бой, мужчина разрывал вышивку на груди, как бы выпуская душу на небеса. (рубаха нарядная)
Шло время, и люди перестали уделять особое внимание украшению одежды, старались сделать её практичнее и проще в отделке.
Сегодня горловину и пройму плечевого изделия можно обработать по-разному (демонстрация образцов на стенде): руликом, подкройной обтачкой, подкройной обтачкой с кантом, с кружевом, вьюнчиком, оборкой, рюшем и т.д.. Преимущество этого способа состоит в том, что им можно обрабатывать горловины самых разнообразных форм:
Какие вы знаете формы горловины?
(Ответы уч-ся: мыс, каре, круглый и т.д.) (показать)
Как вы думаете, зачем обрабатывают горловину?
(Ответы уч-ся: Чтобы горловина была красивой и не вытягивалась в процессе носки.)
Чтобы подчеркнуть достоинства своей внешности, девочки, возьмите на заметку такую информацию.
Известно, что вырез горловины (его форма, отделка) является очень важным элементом и требует серьезного обдумывания, поскольку именно верхние фрагменты изделия доминируют и подчеркивают его достоинства. При выборе выреза горловины всегда учитывают направление моды, лицо, фигуру и форму шеи. Закругленные вырезы подходят тем, у кого шея длинная, а овал лица удлиненный. Оборки, банты, высокие воротники предназначены исключительно для стройных фигур с тонкой шеей. Для тех, у кого шея недлинная, подходят удлиненные книзу вырезы, отделанные кантом или узким воротником,
IV. Практическая работа. Разметка отделки на горловине ночной сорочки.Итак, приняв к сведению всю информацию, вы готовы перейти к практической части нашего урока.
1. Вводный инструктаж.
У каждого из вас на столе имеются таблицы с различными видами обработки срезов ночной сорочки. (Приложение 2) Посмотрите на таблицу 1. Перед вами сорочки из набивной и гладкокрашеной тканей. Горловины обработаны подкройными обтачками с кружевом, кантом и бейкой из контрастной ткани в тон основной ткани. Подобная горловина представлена на стенде. На таблице 2 вы видите отделку кружевом, тесьмой “вьюнок” не только по горловине, но и по нижнему срезу сорочки и рукавов. Обратите внимание на то, что на таблицах очень четко показана технология обработки всех срезов. Как видите на таблицах показано несколько вариантов обработки срезов изделия. Я вам прокомметирую и наглядно на моем образце покажу технологическую последовательность обработки горловины с отделкой.
Если у вас появятся вопросы в процессе работы, вы можете обращаться ко мне.
Прежде, чем вы приступите к работе давайте повторим правила техники безопасности, которые я вам разложила на столах. Я начинаю, а вы продолжаете. (Приложение 3)
1. Учитель:
Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.
Учащиеся вместе, показывая игольницу.
Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.
2. Учитель:
Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.
Учащиеся вместе:
Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.
3. Учитель:
Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?
Учащиеся вместе:
Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.
4. Учитель:
Если ножницы даешь,
Помни четко правило.
Ученицы, показывая кольца ножниц:
Два колечка другу дай.
Это будет правильно.
5. Учитель:
Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,
Ученицы выпрямившись:
И хорошую осанку
Всем ребятам покажи!
Можете приступать к работе. (тихо звучит народная музыка например: “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”)
2. Текущий инструктаж. Целевые обходы.
1 обход. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
2 обход. Проверить правильность выполнения приемов наметки отделки ночной сорочки.
3 обход. Проверить осуществление учащимися самоконтроля и самопроверки.
Время выполнения задания 20 мин.
Физминутка (офтальмологическая установка) на 20 минуте урока. Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам и мышцам немного отдохнуть. Поднимите голову, выполните вращения головой в разные стороны, а теперь глазами найдите точку далеко от вас, теперь близко. Повторите так несколько раз. Молодцы. Продолжаем работать.
Заканчиваем работу.
V
. Заключительный инструктаж.Давайте проанализируем нашу работу. В ходе урока я корректировала ваши действия. Вы исправляли свои ошибки.
Скажите, что необходимо учитывать при выборе отделки любого изделия?
VI. Подведение итогов урока.
В конечном счете ваш труд должен радовать вас. На последующих уроках вам предстоит продолжить работу по обработке горловины. Постарайтесь внести в эту работу творчество, фантазию, чтобы горловина была не только деталью костюма, но и несла определенный смысл, магическую силу оберега. И помните, девочки, “Какова пряха, такова и рубаха”.
Бог в помощь! Спасибо за труд.