Цели:
- - формировать оптико-пространственные представления;
- - научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать и различать буквы п и т в слогах, словах, словосочетаниях;
- - развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, зрительное восприятие, внимание, логическое и образное мышление, умение конструировать;
- -расширять и активизировать словарный запас по теме “Профессии”;
- - воспитывать отзывчивость, самоанализ и самоконтроль, взаимовыручку.
Оборудование.
Наборы индивидуальных карточек ( по 3 штуки) с правильно и неправильно напечатанными буквами, буквы заглавные и элементы букв п и т из бумаги с шероховатой поверхностью, предметные картинки с изображением людей разных профессий, ромашка со словами на лепестках (в словах пропуски букв), предметные картинки с профессиональными орудиями труда, слоговые таблицы, картинки с изображениями героев занятия Торопыжки и Пилюлькина.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Введение героя занятия.
Звучит мелодия песни “Буквы разные писать…”
Логопед:
-Вы, наверное догадались, что на уроке мы будем говорить о буквах.
-Сядет первым тот, у кого на парте лежат правильно написанные буквы.
-Как вы думаете, кто написал неправильные буквы?
Ответы детей: …
Логопед:
- Наверное, неправильно эти буквы написал Торопыжка. Он сегодня наш гость.
На доске появляется картинка с изображением Торопыжки, героя рассказов о Незнайке.
II Основная часть
- Сказка Л.Н. Ефименковой “Торопыжкина беда”.
Логопед:
-1 сентября Торопыжка вместе с другими ребятами пришёл в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но с ним приключилась беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве “т” третью ножку дописать и получилась буква “ п ”. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”. А получается у него: “Я хочу конфепу”. Все над ним смеются. Пошёл он к доктору Пилюлькину и рассказал о своей беде.
(На доске появляется фигурка Пилюлькина.) <Рисунок1>
А Пилюлькин и посоветовал ему: “Ты, Торопыжка, запомни, что у буквы “т” - три ножки, а у буквы “п”- пара ножек, т. е. две ноги.
Логопед:
- Среди вас, ребята, тоже есть ученики, которые путают буквы “п” и “т”.
Тема нашего занятия: “Буквы п и т”.
Мы должны сегодня научиться правильно писать эти буквы, не путать их на письме.
2.Соотнесение графемы с артикулемой.
а) Логопед:
-Вы запомнили, как зовут героев нашего занятия?
Ученики:
-Торопыжка и Пилюлькин.
Логопед:
-С какого звука начинается слово “Торопыжка”?
Ученики:
- Со звука [т].
Логопед: Что вы можете сказать об этом звуке?
Ученики:
- Преграда: язык и дёсны.
- Звук согласный, глухой, твёрдый.
Логопед:
-А какая буква на письме соответствует звуку [т] в слове Торопыжка?
Ученики:
- Буква “Т” заглавная - это имя.
Логопед:
- Возьмите и покажите букву, образ которой соответствует букве Т
заглавной.
- Проведите по букве пальчиком и запомните её образ, напишите в воздухе эту букву по памяти.
Логопед:
-А с какого звука начинается слово Пилюлькин?
Ученики:
- Со звука [п’], преграда: губы.
- Звук согласный, глухой, мягкий.
Логопед:
-Какая буква соответствует звуку [п’] в слове Пилюлькин на письме?
Ученики:
-Буква “П” заглавная.
Логопед:
-Возьмите и покажите букву, образ которой соответствует букве П заглавной. -Проведите по букве пальчиком и запомните её образ, напишите в воздухе эту букву по памяти.
Логопед:
- Вывод: У этих звуков разные преграды, они звучат по-разному, поэтому их обозначают разными буквами на письме – буквами п и т.
-У рукописной буквы Т, п пишем три палочки, а у рукописной буквы П,п – две палочки.
б) Логопед:
- Из счётных палочек сложите букву п печатную, из конверта достаньте и покажите букву п – строчную, оставьте на столе.
- Из элементов, находящихся в конверте, сложите букву т – строчную.
- Проведите пальцем по букве т “как бы прописывая её”, запомните своё движение. Повторите это с буквой п. Запомните своё движение.
3.Пальчиковая гимнастика “Гномики – прачки”.
Жили – были в домике
(Дети сжимают и разжимают кулачки).
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
(Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинца).
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о дружку).
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
(Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
4. “Волшебник и буквы”. Работа со слогами.
Логопед:
- Однажды в гости к буквам пришёл настоящий Волшебник и велел буквам “п” и “т” спрятать свои перекладины. Он хотел испытать Торопыжку: узнает он буквы или нет…
- Посмотрите, что получилось… и помогите Торопыжке прочитать
слоги, опираясь на количество ножек:
IIу | IIа | IIIа | II аIII | ыIII |
IIя | IIоIII | IIIаIII | еIII | IIё |
Логопед:
-Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги, подчёркивая простым карандашом букву “п” - двумя чертами, а букву “т” - одной чертой.
Волшебник похвалил Торопыжку за старание и смекалку и пригласил его в Город мастеров, где каждый – мастер своего дела.
5.Игра “Снежинки”. Слоговой анализ и синтез
Логопед:
-Шли по дороге Торопыжка и Пилюлькин. На Торопыжку и Пилюлькина падали снежинки. Падали снежинки и на нашу таблицу.
Логопед:
-Сейчас мы составим слова из тех слогов, что написаны в таблице и запишем их на доске.
-Следите внимательно, на какой слог упадёт снежинка.
ло |
ап |
ту |
па |
пе |
та |
поч |
ты |
пи |
ка |
ра |
хи |
Логопед:
- Снежинка упала на слог в 1 столбце и 3 строке. Называйте…
Ученики:
-ло
Логопед:
- Снежинка упала на слог в 4 столбце и в 3 строке…
Ученики:
-па
Логопед:
- Снежинка упала на слог во 2 столбце и во 2 строке…
Ученики:
-та
Логопед:
- Какое слово получилось?
Ученики:
- Лопата.
Логопед:
- Снежинка упала на слог в 3 столбце и во 2 строке. Называйте….
Ученики:
- Слог -поч
Логопед:
- Снежинка упала на слог во 2 столбце и в 1 строке.
Ученики:
-ка
Логопед:
- Какое слово получилось?
Ученики:
- Почка.
Логопед:
- Снежинка упала на слог в 1 столбце и во 2 строке.
Ученики:
- Слог -пе.
Логопед:
- Снежинка упала на слог в 3 столбце и в 3 строке.
Ученики:
- Слог -ту.
Логопед:
- Снежинка упала на слог в 4 столбце и в 1 строке.
Ученики:
- Слог –хи.
Логопед:
-Какое получилось слово?
Ученики:
- Петухи.
Логопед:
- Запишите слова в тетради, подчёркивая буквы занятия.
-Постройте схемы этих слов. Два ученика выполнят это задание на доске.
6.Физминутка.
Мы шагаем,
Мы шагаем.
Ноги выше поднимаем…
Влево – шаг,
Вправо – шаг,
Шаг – вперёд и
Шаг – назад.
7.“Город – мастеров”. Работа со словами.
Логопед:
- Торопыжку и Пилюлькина Волшебник привёл в Город мастеров, где живут люди разных профессий. Задумался Торопыжка: “Кем же мне стать?” Гадает на ромашке.
а) “Ромашка” <Рисунок5>
Логопед:
- Вставьте пропущенные буквы в слова на лепестках ромашки, и вы узнаете, какие профессии выбирал для себя Торопыжка.
Слова на ромашке: лё…чик, …очтальон, …родавец, док…ор, учи…ель, музыкан…, с…роитель.
Логопед:
- Запишите получившиеся слова в тетрадь, подчёркивая вставленные буквы занятия.
б) “Кому - что?”
Логопед:
-Каждой профессии соответствуют свои орудия труда.
-Каждый мастер работает своим особым орудием.
-Давайте каждому мастеру дадим его орудие труда.
Логопед делит учеников на две группы и объясняет задание:
- Ученики одной группы будут называть орудия труда поочерёдно, ученики другой группы назовут тех, кому они принадлежат.
весы - продавцу
скрипка - музыканту
мастерок - строителю
письмо - почтальону
шприц - доктору
книги - учителю
самолёт - лётчику
III Итог занятия.
Логопед:
- А кем хотите стать вы?
Ответы учеников:…
Логопед:
- Что нужно для того, чтобы стать настоящим мастером?
Ученики:
- Хорошо учиться, много знать…
Логопед:
- А чтобы хорошо учиться, нужно правильно писать все буквы.
- Что вам на занятии особенно понравилось? Что особенно запомнилось?
Ответы учеников: …