Цель: Закреплять знания учащихся о предложении.
Задачи:
- Систематизировать знания о предложении.
- Развивать умения и навыки в составлении предложений, выделять в нём главные члены, определять значение и место знаков препинания в предложении.
- Формировать интерес к изучения предмета “Русский язык”.
Оборудование: модель телевизора, герои передачи “Спокойной ночи малыши”, таблица с буквами.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
– Начнём наш необычный урок.
(Звучит фонограмма песни “Спят усталые игрушки”.)
– Какая передача начинается с этой мелодии? По какому каналу её транслируют? В какое время она начинается? С помощью какого технического средства мы можем наблюдать за её героями? (С помощью телевизора.)
Модель телевизора вывешивается заранее.
2.
Сообщение темы урока– Из слогов, которые рассыпались по экрану телевизора составьте слово. (Предложение.).
– Верно, сегодня мы повторим всё , что изучили в разделе “Предложение”. (Дети отвечают на вопросы учителя по теме “Предложение”.)
3. Минутка чистописания
Тетрадь наклонно положи,
Ручку правильно возьми,
Сядь ты прямо, не согнись,
За работу вмиг возьмись!
Определение буквы.
– Рассмотрите таблицу, наша буква встречается в каждой строке.
м | н | с | о |
к | ж | п | с |
с | н | ю | я |
г | э | с | ы |
– Верно, это буква “эс”. Расскажите , что вы о ней знаете.
(Проводится работа по правописанию заглавной и строчной букв. Слогов и слов с этой буквой.)
4. Работа с предложениями
– Имя какого героя передачи начинается с буквы С? (Степашка.).
– Он приготовил для вас задание: собери предложение .
В мяч Степашка любит играть
– Степашка любит играть в мяч.
Дети записывают его в тетради, находят и подчёркивают главные члены. После отвечают на вопросы учителя и делают вывод .
5. Работа в группах
– Ребята, Степашка принёс для каждого ряда письма, но непростые. В них находятся карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Затем их прочитать с правильной интонацией, чтобы другие команды смогли определить их вид по целее высказывания.
- В наш город приехал цирк.
- Кто любит ходить в цирк?
- Нам нравится ходить в цирк!
Это задание выполняется устно. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно составит предложение, прочитает с нужной интонацией, отгадает задание другой команды.
– Послушайте загадку:
Я весёлый поросёнок,
Люблю шутки, игры, смех.
Каждый день я на экране,
И люблю, конечно, всех!
– Это Хрюша. Расскажите об этом герои.
– Он приглашает нас в цирк. Что вы знаете о цирке? Какие номера вам нравятся больше?
– Как называют человека, который смешит людей в цирке? (Клоун.)
– Составьте предложение о клоуне, в котором будет 3–4 слова. Подчеркните главные члены. Определите вид по целее высказывания. Распространите его так, чтобы стало 5, 6, 7 слов. Лучшие предложения записываются и дети сами подчёркивают главные члены.
6. Физкультминутка
Дети повторяют за учителем.
Утром бабочка проснулась,
Подтянулась, улыбнулась.
Раз, росой она умылась,
Два, изящно покружилась.
Три, нагнулась и присела.
На четыре, улетела.
– Пока мы отдыхали к нам окно залетел гость.
(Учитель показывает рисунок Каркуши.)
– Давайте посмотрим, что у неё в клюве (телеграмма). Что такое телеграмма?
7. Работа в парах
У детей на партах лежат по 2 телеграммы.
Задание телеграммы № 1: закончи предложение
В цирке медведи ездят на… (лошадях, велосипедах, людях).
Правильный ответ записывается, проводится работа с его структурой. Затем взаимопроверка..
Задание телеграммы № 2: вставить пропущенное слово, выписать и подчеркнуть только главные члены.
Акробаты…трюки. (Один ученик у доски с пояснениями).
Задание телеграммы № 3 вынесено на доску: подбери подходящие по смыслу слова и закончи предложение..
Львы прыгают… гири Дети идут... через кольцо Силачи поднимают… в цирк
8. Работа по рядам
Работа проводится с предыдущими предложениями. Выписать из предложений только главные члены.
I ряд –из первого предложения.
II ряд – из второго предложения.
III ряд – из третьего предложения.
По одному ученику проверяют у доски. Делается вывод о предложении.
9. Итог урока. Обобщение
Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец !) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку , устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.
Примеры вопросов на лепестках:
- Оно состоит из предложении и означает законченную мысль?
- Какой главный член предложения отвечает на вопросы кто? Что?
- Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?
- Как называется вид предложения , если в нём сообщается о чём либо?
- Какие главные члены предложения ты знаешь?
- Какой член предложения подчёркивается двумя линиями?
Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.
10. Домашнее задание
– Герои какой передачи были сегодня на уроке? Напишите письмо одному из героев (4–5) предложений, в каждом подчеркните главные члены, принесите в класс, потом отправим.
Учитель благодарит ребят за работу, оценивает их работу устно, раздаёт самым активным подарки (бабочек) от героев передачи “Спокойной ночи малыши”.