Конспект урока по русскому языку: "Предложение" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Закреплять знания учащихся о предложении.

Задачи:

  • Систематизировать знания о предложении.
  • Развивать умения и навыки в составлении предложений, выделять в нём главные члены, определять значение и место знаков препинания в предложении.
  • Формировать интерес к изучения предмета “Русский язык”.

Оборудование: модель телевизора, герои передачи “Спокойной ночи малыши”, таблица с буквами.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

– Начнём наш необычный урок.

(Звучит фонограмма песни “Спят усталые игрушки”.)

– Какая передача начинается с этой мелодии? По какому каналу её транслируют? В какое время она начинается? С помощью какого технического средства мы можем наблюдать за её героями? (С помощью телевизора.)

Модель телевизора вывешивается заранее.

2. Сообщение темы урока

– Из слогов, которые рассыпались по экрану телевизора составьте слово. (Предложение.).

– Верно, сегодня мы повторим всё , что изучили в разделе “Предложение”. (Дети отвечают на вопросы учителя по теме “Предложение”.)

3. Минутка чистописания

Тетрадь наклонно положи,
Ручку правильно возьми,
Сядь ты прямо, не согнись,
За работу вмиг возьмись!

Определение буквы.

– Рассмотрите таблицу, наша буква встречается в каждой строке.

м н с о
к ж п с
с н ю я
г э с ы

– Верно, это буква “эс”. Расскажите , что вы о ней знаете.

(Проводится работа по правописанию заглавной и строчной букв. Слогов и слов с этой буквой.)

4. Работа с предложениями

– Имя какого героя передачи начинается с буквы С? (Степашка.).

– Он приготовил для вас задание: собери предложение .

В мяч Степашка любит играть

– Степашка любит играть в мяч.

Дети записывают его в тетради, находят и подчёркивают главные члены. После отвечают на вопросы учителя и делают вывод .

5. Работа в группах

– Ребята, Степашка принёс для каждого ряда письма, но непростые. В них находятся карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Затем их прочитать с правильной интонацией, чтобы другие команды смогли определить их вид по целее высказывания.

  1. В наш город приехал цирк.
  2. Кто любит ходить в цирк?
  3. Нам нравится ходить в цирк!

Это задание выполняется устно. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно составит предложение, прочитает с нужной интонацией, отгадает задание другой команды.

– Послушайте загадку:

Я весёлый поросёнок,
Люблю шутки, игры, смех.
Каждый день я на экране,
И люблю, конечно, всех!

– Это Хрюша. Расскажите об этом герои.

– Он приглашает нас в цирк. Что вы знаете о цирке? Какие номера вам нравятся больше?

– Как называют человека, который смешит людей в цирке? (Клоун.)

– Составьте предложение о клоуне, в котором будет 3–4 слова. Подчеркните главные члены. Определите вид по целее высказывания. Распространите его так, чтобы стало 5, 6, 7 слов. Лучшие предложения записываются и дети сами подчёркивают главные члены.

6. Физкультминутка

Дети повторяют за учителем.

Утром бабочка проснулась,
Подтянулась, улыбнулась.
Раз, росой она умылась,
Два, изящно покружилась.
Три, нагнулась и присела.
На четыре, улетела.

– Пока мы отдыхали к нам окно залетел гость.

(Учитель показывает рисунок Каркуши.)

– Давайте посмотрим, что у неё в клюве (телеграмма). Что такое телеграмма?

7. Работа в парах

У детей на партах лежат по 2 телеграммы.

Задание телеграммы № 1: закончи предложение

В цирке медведи ездят на… (лошадях, велосипедах, людях).

Правильный ответ записывается, проводится работа с его структурой. Затем взаимопроверка..

Задание телеграммы № 2: вставить пропущенное слово, выписать и подчеркнуть только главные члены.

Акробаты…трюки. (Один ученик у доски с пояснениями).

Задание телеграммы № 3 вынесено на доску: подбери подходящие по смыслу слова и закончи предложение..

Львы прыгают… гири
Дети идут... через кольцо
Силачи поднимают… в цирк

8. Работа по рядам

Работа проводится с предыдущими предложениями. Выписать из предложений только главные члены.

I ряд –из первого предложения.
II ряд – из второго предложения.
III ряд – из третьего предложения.

По одному ученику проверяют у доски. Делается вывод о предложении.

9. Итог урока. Обобщение

Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец !) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку , устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.

Примеры вопросов на лепестках:

  • Оно состоит из предложении и означает законченную мысль?
  • Какой главный член предложения отвечает на вопросы кто? Что?
  • Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?
  • Как называется вид предложения , если в нём сообщается о чём либо?
  • Какие главные члены предложения ты знаешь?
  • Какой член предложения подчёркивается двумя линиями?

Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.

10. Домашнее задание

– Герои какой передачи были сегодня на уроке? Напишите письмо одному из героев (4–5) предложений, в каждом подчеркните главные члены, принесите в класс, потом отправим.

Учитель благодарит ребят за работу, оценивает их работу устно, раздаёт самым активным подарки (бабочек) от героев передачи “Спокойной ночи малыши”.