Цели:
- дидактическая – сформировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме;
- развивающая – сформировать общий приём умственных действий при написании безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи
Игра “Грамотный пассажир”.
Учитель: Наш трамвай едет по городу Глагольску, по улице Настоящего времени, по улице Будущего времени. На остановке “Проспект Неопределенной формы” пассажиры – слова должны войти в первый вагон I спряжения или во второй вагон II спряжения.
I спряжение | II спряжение |
(Дети по форме 3 лица множественного числа определяют спряжение глаголов дружит, любит, читает, тонет. Глаголы строит, колет вызывают затруднение: одни дети относят глагол колет к I спряжению (колют), другие ко II спряжению – (колят)).
– Какова задача нашего урока? (Узнать новый способ определения спряжения у глаголов).
2. Выделение общих признаков, свойств языкового явления
– Случайно ли слова – пассажиры оказались на остановке “Проспект Неопределенной формы”? (При образовании неопределенной формы от данных глаголов дети заметили одну особенность: глаголы II спряжения оканчиваются в неопределенной форме на -ИТЬ, а глаголы I спряжения не на -ИТЬ (на -АТЬ, -УТЬ, -ОТЬ)).
Вывод 1. Спряжение глагола можно узнать по неопределенной форме.
Вывод 2. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ИТЬ, значит, он II спряжения. Если глагол в неопределенной форме оканчивается не на –ИТЬ, значит он I спряжения.
3. Словарно-орфографическая работа
Назовите слово из словаря с которым мы познакомимся на уроке. Оно должно быть составлено из букв написанных на доске слов. Согласные буквы нового слова находятся во вторых слогах глаголов I спряжения будущего времени, гласные – во вторых слогах глаголов II спряжения будущего времени. Последняя буква искомого слова не обозначает два звука и находится в глаголе настоящего времени.
Исходные слова:
нападаете
зарыдает
транспорт
зазвенит
столица
намаринуешь
высадишьпресса
отрежем
разгорится
завернет
доставишь
натает
печешь
Соедините последовательно найденные буквы, и вы узнаете новое слово из словаря. Какое это слово? (Это слово ПРЕМИРОВАТЬ). Что обозначает слово премировать? (Премировать – награждать за какие-либо заслуги). Найдите слово премировать в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове премировать три непроверяемые безударные гласные: е, и, о. На конце пишется –ть, так как это неопределенная форма глагола.). Составьте три предложения, в каждое из которых входило бы слово премировать. Вместе с ним введите слово, являющееся видовым понятием по отношению к одному из использованных при нахождении нового слова существительных.
За выдающиеся успехи в области искусства
художника премировали автомобилем.
В газете сообщили о том, что премировали
космонавтов.
Правительственными наградами премируют в
Москве.
Напишите предложение, в котором глагол премировать находится в наст оящем или будущем времени.
4. Моделирование правила написания безударных личных окончаний глаголов
5. Правило написания безударных личных окончаний глаголов:
чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол в неопределенную форму. Если неопределенная форма глагола оканчивается на -ИТЬ, значит, глагол II спряжения и в окончании следует писать гласную И. Если неопределенная форма глагола оканчиватся не на -ИТЬ, значит, глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную Е.
6. Общий приём умственных действий при написании безударных личных окончаний глаголов
1) нахожу глагол с безударным личным окончанием;
2) ставлю его в неопределенную форму;
3) смотрю, на что она оканчивается;
4) определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на –ить, это глагол II спряжения – пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на –ить, это глагол I спряжения - пишу е.
7. Физкультминутка
Если услышите глагол который оканчивается на –ить, хлопаете два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов, оканчивающихся на –ить, будет названо.
Клеить, думать , спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.
8. Интериоризация общего приёма умственных действий при написании безударных личных окончаний глагола.
Упражнение 1
Кол…т – колоть (I спряжение) – колет.
Кол…т – глагол с безударным личным окончанием, ставлю в неопределенную форму: колоть – оканчивается не на –ить, значит, это глагол I спряжения – в безударном окончании колет пишу е, окончание –ет.
Упражнение 2
Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1–2 минуты первые слова словосочетаний закрываются). Напишите в столбик превые слова словосочетаний и соответствующую им неопределенную форму глагола. Укажите спряжение глаголов. Какой глагол является лишним?
платит долги
месит тесто
учит стихотворение
готовит уроки
носит воду
переписывает заданиеловит рыбу
точит нож
пилит дрова
ужинает дома
рисует картину
сеет овес
Упражнение 3
Прочитайте. Разделите фразеологические обороты на две равные группы по трём признакам одновременно. Напишите. Укажите спряжение глаголов. Спряжение каких глаголов можно определить без использования неопределенной формы?
Втирает очки, бьет баклуши, берет на пушку, валяете дурака, водит за нос, заговаривает зубы, гоняете лодыря, обводит вокруг пальца, лежите на печи, замывает глаза, пускает пыль в глаза, считаете ворон, плюете в потолок, сидите сложа руки, морочит голову, собак гоняете, играет в прятки, мух считаете.
(Фразеологические обороты группируются по их значению, лицу и числу глагола).
9. Самоконтроль и самооценка
Продолжите ряды до четырех – пяти слов, подбирая их по четырем признакам одновременно. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.
жалеешь, катаешь…
н…блюдают, н…ступают…
р…зрушат, р…стратят…
В случае затруднения могут быть использованы слова для справок:
шатаешь, раскусят, надувают, рассудят, навязывают, называют, сажаешь, рассердят, таскаешь.
Прочитайте. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.
Мыслим, душевный, обижает, зацементирует, закопает, наломает, запретит, замелькает.
Справка:
душевный – лишнее слово, так как это имя прилагательное, а остальные глаголы;
мыслим – лишнее слово, так как это глагол множественного числа, а остальные – единственного;
обижает – лишнее слово, так как это глагол настоящего времени, а остальные – будущего;
наломает – лишнее слово, так как оно с приставкой на-, а остальные с приставкой за-;
закопает – лишнее слово, так как имеет в корне гласную о, а в корнях остальных слов её нет;
запретит – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные – I спряжения;
зацементирует – лишнее слово, так как имеет в корне две непроверяемые безударные гласные е, а слово замелькает – одну проверяемую безударную гласную.
10. Оцените свои умения писать глаголы с безударными личными окончаниями
Список использованной литературы
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс/ Г.А.Бакулина. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004
- Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. 3–4 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002
- Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний. – М.: Дрофа, 2007