Цель:
- Формирование патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с достопримечательностями родного города.
- Процесс воспитания патриотических чувств путем приобщения к историческим ценностям родного города будет успешным, если:
- Методы приобщения к культурным ценностям учитывают единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;
- В процессе игры используется богатый содержательный материал исторической среды родного города – памятные места, музеи, здания.
- Народно-патриотические традиции присутствуют в семье и поддерживаются в ДОУ.
Задачи:
- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по поставленной проблеме.
- Определить особенности и задачи патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
- Дать представление о роли родного города экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значениями для жизни города.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному улусу города, его жителям, труду.
- Познакомить с историческим и культурным наследием.
- Развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.
- Повысить мастерство педагогов о вопросах организации работы по краеведению.
Тип проекта: познавательный, творческий. По содержанию – коллективная настольно – дидактическая игра, при участии родителей, воспитателей, средней продолжительности.
Метод проекта:
Реализация проекта предполагает ряд принципов:
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип народности лежит в основе педагогического процесса, потенциал народной культуры имеет развивающее значение.
- Принцип опоры на ведущую деятельность реализует связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности (ИЗО, театр, музыка), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Среднеколымского улуса.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на достигнутом уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом более высоком уровне.
- Принцип развитие личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к родному городу, его жителям, труду.
Реализация проекта
Был разработан перспективный план по приобщению к историческим ценностям родного города, государственным учреждениям.
Раздел работы | Основное содержание |
Познавательно – речевое развитие | |
“Мой город осенью” | Познакомить детей ближе со своим родным городом осенью. Чтение стихотворений, личных авторов. Экскурсия по осеннему парку. |
“Я и моя семья” | Обычаи и традиции семьи. Составление родословной, герб семьи, фотоальбомы |
Река “Колыма” | Семейная хроника |
“Край, в котором я живу” | Экскурсия в краеведческий музей. Рассказывание географической карты края, фауна “Среднеколымского улуса”, беседы об истории края, легенды. |
“Мой родной Среднеколымск” | Экскурсия на автобусе по достопримечательностям города, беседы, занятия, чтение произведений местных авторов |
“Природа и мой город” | Наблюдение за погодой и природой. Работа на экологической тропе ДОУ. Проведение акций. Добрые дела – плакат экологического содержания “Помоги зимующим птицам”. Голубой патруль. |
Культура и искусство родного края | Ознакомление с творчеством и художеством родного города. Посещение выставок. |
Музыкальная культура города Среднеколымск | Разучивание песен. Участие в конкурсах. Ознакомление с народными музыкальными инструментами |
Технология внедрения состоит из 3-х этапов:
1 этап. Подготовительный
Воспитатель ДОУ разрабатывает план. Проведение родительского собрания. Приобщение детей к историческим ценностям родного края.
Принятие решения:
- приобщать детей к культуре, истории своего города, заинтересованность жизнью горожан, воспитывать патриотов.
- Собрать силами родителей материалы о истории города “Улица моя”, семейный герб “Моя родословная”, “Знаменитые люди нашей семьи”, фото – альбомы “Мой папа самый, самый”, “Моя семья”, “Мама лучик солнца”, “Бабушка – добрый ангел”, “Дедушка – мудрый хранитель”.
- Консультации, викторины.
- Партнерство (музей, творческие клубы).
2 этап. Основной
- Экскурсии по плану.
- Занятия.
- Создание стендов, мини – музея по группам.
Реализация задач походила через все виды деятельности, работа была организованна с учетом приоритетных направлений деятельности ДОУ. По каждому направлению определено конкретное содержание разделов работы с учетом регионального компонента.
Когнитивный компонент – изучение сформированности у детей конкретных знаний о составе семьи, познание города, главных улицах города, памятниках, природа родного края, народных традиций и праздников. Расширили взаимосвязь с учреждениями города.
Дети активно участвуют во всех проводимых мероприятиях. Стали дипломантами, призерами конкурсов. Встретились с ансамблями “Оhуохай”, “Аэлик” внесли духовное знание о культуре своего народа. Посетили краеведческий музей, парк.
Представили сбор информации о реке “Колыма”, описание событий из прошлого и настоящего семьи связанная с рекой, фотохроника “Матушка – река Колыма”.
Выполнили поделки, рисунки и аппликация на речную тематику.
Фотохронику о семье Дьячковых отправили в Вилюйский музей. Собрали песни, поговорки о реке “Колыма”.
Родители активные участники совместных досугов, праздников и спортивных развлечений, направленные на изучение и накопление знаний о родном городе.
3 этап. Заключительный
Таким образом, проводимая работа обогатила знания и повысила интерес к истории родного города, в которой живет семья ребенка.