Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
1. Цели и задачи курса
1.1. Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
1.2. Задачи курса:
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
2. Требования к уровню содержания дисциплины
2.1. Формирование представлений:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
2.2. Формирование навыков:
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся должны:
2.3. Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).
2.4. Обладать базовыми компетенциями:
- умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с бумагой.
2.5. Обладать ключевыми компетенциями:
2.5.1. Информационно-технологические:
- умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы.
2.5.2. Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
2.5.3.Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
3. Объём и виды учебной нагрузки
№ п/п |
Вид учебной деятельности |
Количество часов | |
1–2 кл. | 3–4 кл. | ||
1 | Комочки из бумаги | 2 | |
2. | Аппликация | 3 | |
3 | Оригами | 8 | |
4 | Пластичная полоска | 3 | |
5 | Симметричное вырезание | 2 | |
6 | Шахматное плетение | 2 | 1 |
7 | Петли | 3 | 4 |
8 | Работа с модулями | 8 | 21 |
9 | Объёмная аппликация | 1 | 3 |
10 | Конструирование | 3 | |
Итого: | 32 | 32 |
4. Тематическое планирование
1–2-е классы
№ | Тема занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23-24 25-26 27-28 29-32 |
“Большой белый комочек” (Изготовление
поделок: заяц, снеговик, козлёнок) “Цветные комочки”. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту (грибок, черепаха) Контурная мозаика. Кошка из полос. Вырезание и аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники). Вырезание и аппликация из геометрических фигур (круги и части круга) Оригами. Вводное занятие. Самолётик. Кораблик. Оригами. Деревья. Лес. Оригами. Мои друзья. Гномики. Пластичная полоска. Заяц. Медведь. Лягушка. Пластичная полоска. Фонарик. Пластичная полоска. Гирлянда. Симметричное вырезание. Зимний лес. Ночной лес. Симметричное вырезание. Рыбки в аквариуме. Кокосовая пальма. Шахматное плетение. Закладка. Шахматное плетение. Коврик. Корзина с цветами. Объёмная аппликация (фонарики). Овощи, фрукты. Петли. “Ромашка”. Петли. “Птица”. Петли. “Лев”. Оригами. Сова. Знакомство с чертежом. Оригами. Двигающиеся модели. Собачка. Оригами. Двухтрубный корабль. Открытка. Оригами. Цветы. Простые модели. Оригами. Работа с модулями. Бабочка Оригами. Работа с модулями. Снежинка. Оригами. Работа с модулями. Ваза с цветами. |
3–4-е классы
№ | Тема занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6-7 8-10 11. 12-16 17-22 23-28 29-32 |
Петли. “Астра”. Петли. “Астра” – украшение корзины. Петли. Ветка ели. Поделки из кулечка. Шишка на ветке. Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку без клея. Гирлянда. Шары сборные. Бревенчатый сруб. Объёмная аппликация. Плетение. (Салфетка, корзиночка, рыбка) Оригами. Работа с модулями. Заяц. Оригами. Работа с модулями. Елка Оригами. Работа с модулями. Фрукты Оригами. Работа с модулями. Торт. |
5. Содержание курса
5.1. Общее содержание курса.
Тема 1. Комочки из бумаги.
Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы
скрепления бумаги.
Тема 2. Аппликация.
Виды аппликаций. Работа с шаблоном. Работа с
геометрическим материалом.
Тема 3. Оригами.
Свойства бумаги. Разметка.
Тема 4. Пластичная полоска.
Свойства бумаги. Сложение из полосок фигур.
Тема 5. Симметричное вырезание.
Симметрия. Прорезная аппликация.
Тема 6. Шахматное плетение.
Разметка. Работа с полосками бумаги. Плетение.
Виды плетения.
Тема 7. Петли.
Композиция. Свойства бумаги.
Тема 8. Работа с модулями.
Модульное оригами. Виды модулей. Способы
скрепления модулей (с использованием и без
использования клея).
Тема 9. Объёмная аппликация.
Объем. Как предать фигуре из бумаги объем.
Композиция.
Тема 10. Конструирование.
Композиция. Виды конструирования. Выбор
материалов, способов обработки, умения
планировать.
6. Учебно-методическое обеспечение
6.1. Для педагогов:
- Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.
- Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998.
- Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.
- Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985, №4
- Данилено В.Я. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. №5
6.2. Для родителей:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
6.3. Для детей:
- Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
- Бортон П., Кэйв В. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996.
- Гибсон Р., Тайлер Д. Веселое рождество. – "Росмэн" Москва 1996.
- Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей. – "Просвещение" Москва 1975.