"Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня"

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня – сложный процесс, требующий целенаправленного систематического коррекционно-логопедического воздействия. Одним из средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи, является мнемотехника.

Мнемотехника (в переводе с греческого “искусство запоминания”) – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования “дополнительных ассоциаций”.

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, пиктограммы, опорное моделирование и многое другое.

На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несёт в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Эффективно её можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные ( речевые и интеллектуальные) возможности детей.

В своей работе применяю мнемодорожку как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

Особое место в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время обучения детей связной речи. Они учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность, логичность и последовательность. В начале работы с мнемотаблицами –использую краски для рисования предметов, так как у детей в памяти запоминаются яркие, красочные образы, затем графическое изображение. Сначала рассматриваем с детьми таблицу для того, чтобы преобразовать информацию из абстрактных символов в образы, а затем дети пересказывают или описывают предмет с опорой на символы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки. К пиктограммам можно отнести и рисование книжки – раскладушки. Её могут рисовать сами дети методом “быстрого рисунка” по ходу рассказывания педагогом литературного произведения, загадки, стихотворения.

При обучении пересказу для лучшего запоминания текста использую и такой приём – опорное моделирование. Цель использования модели – научить с помощью заместителей понимать принцип замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модели сериационного ряда. Они выглядят как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Заранее обсуждаются, кого из героев должна замещать та или иная полоска. В качестве моделей можно использовать геометрические фигуры, буквы или другие символы.

По готовым моделям дети могут сами придумывать и новые сказки, добавляя героев, изменяя место действия.

Использование различных приёмов мнемотехники в обучении связной речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, развивает речевую активность, помогает поддерживать интерес, любознательность на всём протяжении занятий.

Кроме того, детям легко пересказывать литературные произведения близко к тексту, соблюдая тематичность, логичность, последовательность, составлять описательные рассказы, придумывать новые сказки и рассказы, свои загадки, заучивать стихи.