Социально-правовое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Будь счастлив, маленький человек, будь здоров! Ведь у тебя такие заботливые, замечательные родители, такой уютный дом, тебя любят. Если же вдруг к тебе постучится беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка, а вместе с ней – самая главная в мире организация – ООН!

Когда в мире заходит разговор о правах, чаще всего возникает одна т та же реакция: кому нужно знать о правах и законах, если они все равно не выполняются!

Позволю себе возразить. Даже в животном мире, представьте, есть некое подобие “правового сознания”. Давно замечено, что даже животные “заявляют права” на свою территорию, метят ее, охраняют. И хозяин часто прогоняет, побеждает чужака, даже более сильного. Незваный гость и сражается не в полную силу, словно чувствует себя “нарушителем границ”.

Но вернемся к людям и обществу. Ведь мы надеемся прожить, не сталкиваясь с несправедливостью, не прибегая к помощи закона, но судьба не спрашивает нашего мнения. Людям далеко не все равно, имеют ли они права только просить или могут потребовать. Самый примитивный пример: одно дело просить выплатить причитающуюся вам зарплату, пенсию, пособие, а другое – просить подаяние.

В России в советские времена нам внушали, что, мол, ты знай свои обязанности, а права тебе и так все предоставлены, об этом есть кому подумать. В общем, “раньше думай о Родине, а потом о себе” – была такая песня.

В связи с этим осталось не замеченным событие огромной важности: принятие в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН “Всеобщей Декларации прав человека и гражданина”.

Люди, пережившие вторую мировую войну, геноцид, видели в этом документе надежду на то, что кошмар человеческого неравенства не повториться. “Декларация” провозглашала равенство всех людей перед законом, свободу совести, неприкосновенность жилища и право на труд. Однако, как выяснилось спустя десятилетия, оставалась группа людей, совершенно беззащитных перед произволом и насилием – дети. И в 1989 году была принята “Конвенция о правах ребенка”. Ведь нет существа более нуждающегося в защите, чем ребенок.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

Гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны не только ученикам. По рекомендации ЮНЕСКО (1974г.) обучение правам человека предлагается начинать еще на дошкольном уровне, так как уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание и знакомство с правами человека у малышей начинается с вопросов: “Что такое хорошо? Что такое плохо?”

“Конвенция о правах ребенка” – это серьезный правовой документ. Почему мы к нему обратились?

Во-первых, наша страна – правовое государство.

Во-вторых, положение детей в России сегодня требует серьезного внимания: отмечается падение рождаемости, резкое ухудшение уровня и качества жизни, здоровья.

На заседании Министерства социального образования фиксируется:

– лишь 14% детей в России практически здоровы;
– 50% детей имеют отклонения в здоровье;
– 35% – хронически больные
– доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%

Не последнюю роль в этом играет и фактор семьи и образовательных учреждений.

А именно: на сколько они способны с самого раннего возраста создавать общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие жизнерадостной и деятельной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в семье и дошкольных учреждениях. Семья обеспечивает интимно-личностную связь, в которой малыш очень нуждается. Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, частые телесные контакты, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного воспитания.

Дошкольное учреждение, в свою очередь, не только освобождает время родителям для работы, учебы, не только особенно помогает им понять своего ребенка, но и что важно, обеспечивает условия для организации детского сообщества. А в этом нуждается каждый ребенок, та как без детского сообщества не может быть полноценного, и, прежде всего, социального развития.

Работу по правовому воспитанию начинаем еще с младшего возраста, где дети узнают закон “трех нельзя”:

– не забирать чужие игрушки;
– не драться;
– не ломать чужие постройки.

Главное в младшем возрасте – создание доброжелательной обстановки, отношений к сверстникам. Дети знают, что на собственность (игрушку, принесенную из дома) никто не вправе покушаться. Если дарим сюрпризики – то всем детям и одинаковые. Угощение – детям поровну. В результате дети, сейчас принесенные из дома сладости делят на всех (хоть и получается по грамульке). Приоритетным направлением в работе с детьми старшего возраста считаю формирование чувства ответственности к себе, умение отстаивать собственное мнение, адекватно оценивать свои поступки и других с позиции доброжелательности.

Все это является основой гражданского образования и правовой культуры дошкольников.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно давать не только знания, но и создавать условия для их практического применения.

Поэтому, организуя работу по данному направлению, опираюсь на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Использую приемлемые формы и методы обучения: игры, тренинги, сказки, рассказы.

Рисуем вместе с детьми, а также дети с родителями рисуют иллюстрации к сказкам, герои которых нарушали права.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использую сказки, стихи, пословицы, рассказы.

Очень помогает и книга А. Усачева “Приключения маленького человечка”. Это значительно облегчает обсуждение нравственных понятий. Забавные сюжеты, иллюстрации, традиционные характеристики героев произведений помогают в постановке проблем добра и зла, поведения человека, его прав и обязанностей.

Прекрасной базой для изучения прав человека и прав ребенка служат сказки “Три поросенка”, “Три медведя”, “Золушка”, “Гуси-лебеди”, “Красная шапочка”, “Заюшкина избушка” и многие другие. Дети сами находят в таких литературных текстах примеры нарушения каких-то прав.

Беседую с детьми и о состояниях, переживаниях героев литературных произведений, о правомочности их поступков. Развиваю уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков. Использую для этого картинки с изображением детей разных национальностей. В результате, дети сами сделали вывод: ведь если бы к нам в группу пришел мальчик или девочка из другой страны, мы же не перестали бы с ним играть, а наоборот, все бы рассказали ему о нас, помогли бы выучить русский язык.

Для формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав, чувства ответственности за другого человека, данное слово, начатое дело, провожу специально организованные дидактические игры, на которых преследую цель:

– помочь детям в накоплении социального опыта;
– формировать чувство самооценки;
– обучать способам решения конфликтов и споров, умению договариваться.

Например, такие игры, как:

– “Я имею право” – использую сюжетные картинки к статьям “Конвенции ООН о правах ребенка”. Сделали совместно с детьми дидактическое пособие “символы прав”;
– “Угадай, кто это” – игра способствует развитию желания замечать в сверстниках хорошие качества характера и рассказывать о них;
– “Поводырь” – игра на развитие у детей чувства ответственности за другого человека, воспитание доверительного отношения друг к другу;
– “Головомяч” – игра на развитие навыков сотрудничества и другие игры.

Провожу беседы с детьми на тему “Что такое семья?”, давая детям представление о том, что они имеют право на семью, заботу, уважение, любовь близких; “Право на имя” – прививаю любовь и уважение детей к своему имени, о недопустимости кличек и насмешек. Говорю о любви и уважении к старшим – бабушкам и дедушкам, маме и папе, братьям и сестрам. Рассуждаем с ребятами, из кого состоит семья, кто каким делом занимается, какие имеет увлечения. Дети сами подходят к выводу о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы, увлечения, характер.

В средней группе оформляем альбом “Моя семья” – с фотографиями, рисунками и рассказами о своей семье. Подвели итог, что каждый ребенок имеет право жить в своей семье со своими родителями.

Особенно важным для получения результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самооценки своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие.

Важное требование – быть не рядом с детьми, а вместе с ними.