Цель:
- Сформировать представление о причинах закономерности изменения температуры воздуха в течение года.
- Развить умение построения графика годового хода температур
- Мативация значимости знаний данной темы в дальнейшей жизни
Оборудование: календари погоды, графики с годовым ходом температур за 3 года по Харабалинскому району Астраханской области, съемка с изображением уличного термометра, метеостанции, изотермическая карта.
Формы проведения урока: знакомство с новыми понятиями и определениями, беседа, формирующая знания о температуре воздуха, особенностях ее изменения и измерения, изучение термометра, его устройства и принципов работы выполнение практической работы по данным календаря погоды.
Термины и понятия: годовой ход температуры воздуха, амплитуда температур, средняя температура -месячная годовая.
Географические объекты: Харабалинский район.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Вот и прозвенел звонок начинать пора урок. Здравствуйте, садитесь.
Ежедневно из средств массовой информации мы слышим сводки погоды. Так каким же образом люди получают информацию о температуре воздуха? Давайте послушаем сообщение Оли. Учащаяся делает сообщение об уличном термометре (в момент сообщения на экране появляется его изображение). Оля рассказала о самом простом способе измерения температуры, однако, наиболее точные сведения о температуре воздуха получают на метеорологических станциях. У нас метеостанция располагается в районном центре – город Харабали. Основана она в 1922 году, в данный момент ее возглавляет Стопкина Надежда Николаевна.
Суть работы метеостанции заключается в следующем: ее работник не менее 4 раз в сутки снимает показания приборов, фиксирующих состояние тропосферы.
Дети, как вы думаете, с какой целью приборы на метеостанциях помещены в будки, стоящие на двух метровых ножках?
Ответы-рассуждения учащихся.
2. Изучение нового материала
– Открываем тетради – записываем число и тему урока “Годовой ход температуры воздуха”
Изменение температуры воздуха в течение года весьма значительно. В период длительных летних дней поверхность земли сильно нагревается, а за короткую ночь не успевает охладиться. Поэтому летом наблюдаются самые высокие температуры воздуха.
Ребята, почему апрель холоднее октября?
Ответы учащихся.
– Нам известен ряд причин колебания температур, значимой причиной колебания в течение года является угол падения солнечных лучей на земную поверхность. Чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность.
Как правило, отслеживают ход температур при помощи графика. На предыдущем уроке мы с вами научились строить графики суточного и месячного хода температур, на этом уроке мы научимся строить график годового хода температур. Дети, давайте вспомним, а как найти среднесуточную температуру воздуха?
Ответы учащихся.
– Для того чтобы построить график годового хода температур необходимо иметь среднемесячные температуры года, т.е. сумму среднесуточных температур за месяц делим на количество дней этого месяца.
А сейчас предлагаю закрепить полученные знания, выполнением небольшой работы. У каждого из вас имеются календари наблюдения за погодой, которые вы вели в домашних условиях самостоятельно. По имеющимся данным вычислите среднюю температуру ноября. А Миша выполняет эту работу на компьютере. По окончанию работы ребята смотрят на экран и проверяют свои работы. Дети как вы думаете, почему же у вас жителей одного села, существует разница, пусть и небольшая, в температуре воздуха?
Ответы-рассуждения ребят.
– Ребята и вновь прошу вашего внимания на экран. Перед вами график годового хода температур на разных широтах, видно, что на различных широтах характерна своя амплитуда температур. Давайте вспомним что такое суточная амплитуда температур.
Ответ учащихся.
– Годовой амплитудой температур называют разницу между самым холодным и самым теплым месяцем года.
Вернемся к нашему графику. Видно, что в северном полушарии самый жаркий месяц – июль, хотя наибольшая высота полуденного солнца бывает в июне. Зато холодный месяц-январь, несмотря на то, что ниже всего над горизонтом солнце стоит в декабре. Для годового хода температур, как и для суточного характерно запаздывание самых высоких и самых низких температур по сравнению с солнцестоянием над горизонтом, так как должно пройти время, прежде чем от солнечных лучей нагреется земная поверхность, а от нее воздух.
На данном этапе урока, предлагаю вам поработать метеорологами. На парте ребят, сидящих на первом ряду лежит листок с данными температур по Харабалинскому району за 2003 год, второго ряда 2004 год, третьего ряда 2005 год. Ваша задача, соответственно, построить график, по имеющимся данным, а затем вычисляем амплитуду температур для каждого года.
Проверяем работы, глядя на экран.
3. Итоги урока
Выставление оценок.
4. Домашнее задание
Задание по таблице 8, стр. 113 учебника составить график годового хода температур.
Вот и вновь звенит звонок,
Завершаем наш урок!
Урок закончен, всего доброго!