Изучение курса “Информатика и ИКТ”, а именно его практической части, в 10 классе я начинаю с обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Технология создания и обработки графической информации”, изучение которой начато в основной школе. К этому моменту учащиеся свободно владеют инструментами растрового графического редактора и приемами форматирования. С целью повышения эффективности усвоения темы предлагаю учащимся работать над творческим проектом.
В период проектной деятельности я выступаю в роли координатора, оказываю помощь на всех этапах разработки продукта.
Тема проекта: “Ограда моего дома”
Предмет: информатика и информационно коммуникационные технологии
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности – творческий;
- по предметно-содержательной области – монопроект;
- по количеству участников – персональный;
- по характеру контактов – внутриклассный;
- по продолжительности – краткосрочный.
Тематический охват проекта: технология создания и обработки графической информации.
Планируемый результат: рисунок изгороди.
Класс: 10.
Профиль класса: универсальный, физико-математический.
Время выполнения проекта: 3–5 часов.
Цели:
- развитие познавательного интереса, творческой активности, умения моделировать;
- развитие рефлексивной деятельности (самостоятельности ума): самостоятельность поиска решения поставленной задачи с помощью инструментов растрового графического редактора, выделения этапов деятельности для достижения результата;
- совершенствование навыков работы в среде растрового графического редактора и работы с компьютерной техникой;
- формирование умения распределять правильно время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда;
- воспитание самостоятельности и ответственности, упорства в достижении цели.
Выполнение проекта
Этап 1. Организационный (или этап ориентирования)
На данном этапе ставлю перед учащимися проблему, которую им необходимо решить в ходе проектной деятельности, определяю конечный продукт, форму его презентации, сообщаю требования, предъявляемые к портфолио проекта (Приложение 1), критерии оценивания продукта и портфолио проекта (Приложение 2).
Проблема (задача). Для постройки дома выделен земельный участок, который требуется огородить. Ассортимент материалов для строительства заборов огромен: дерево, кирпич, камень, монолитный бетон, керамика, металл. Ограда – это своеобразный декоративный экран, отделяющий улицу от участка. Особой популярностью в качестве декоративного украшения пользуются кованые ограды. Они вызывают восторг и восхищение своей необыкновенной красотой и совершенством. При выборе рисунка декора следует исключать детали, которые могли бы способствовать проникновению кого-либо через ограду. Он должен создаваться в соответствии с архитектурой дома или деталями его отделки.
Вам, как хозяину земельного участка, необходимо создать рисунок кованой ограды для мастера ковки и реализовать его в растровом графическом редакторе.
Поставленную задачу можно расширить: разработать рисунок ограды административного здания, балкона, решетки окна, перил лестницы, других бытовых предметов.
Для того чтобы учащиеся смогли решить поставленную задачу, организую просмотр фотоснимков кованых оград, в ходе которого предлагаю учащимся выделить элементарные фрагменты в рисунке кованых изделий, определить виды движения (параллельный перенос, поворот, центральная и осевая симметрии, известные учащимся из курса геометрии), используемые для создания фрагмента. Определив инструменты, с помощью которых можно создать фрагмент одной из оград, рисуем его.
Этап 2. Творчество (домашнее задание)
Разработка эскиза изгороди и эскизов отдельных фрагментов, определение видов движения, используемых для создания фрагмента, инструментов, с помощью которых можно создать фрагмент на компьютере.
Во внеурочное время учащимися проводится подбор и анализ материала для создания иллюстративного ряда проекта.
Этап 3. Компьютерный дизайн
На этом этапе ученик создает средствами растрового графического редактора технологические карты создания фрагментов рисунка ограды и на основе базовых фрагментов рисунок ограды.
Этап 4. Поиск и исследование (домашнее задание)
Предлагаю учащимся собрать и изучить материалы по истории ковки в период античности, эпохи романского стиля, готического средневековья, ренессанса, барокко, рококо, классицизма, эклектицизма, модерна. Особое внимание прошу уделить развитию ремесла у донских казаков.
5. Оформительский
Подготовка портфолио проекта к защите. Печать материала.
Этап 6. Презентация проекта
Результаты проектной деятельности представляются на обсуждение в виде публичного выступления, включающего историческую справку и обоснование выбора темы проекта ученикам класса и учителю.
Этап 7. Оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. В ходе обсуждения ученики определяют лучший, на их взгляд, проект.
Оценка продукта проекта и материалов портфолио учителем по критериям.