Цель: Формирование знаний учащихся о приёмах прибавления и убавления пустой клетки и практических умений при выполнении мотива в технике филейного вязания.
Задачи:
- Обучающие: Познакомить с правилами прибавления и убавления пустой клетки в начале и конце ряда; закрепить знания об основных приёмах филейного вязания.
- Развивающие: Развивать технические навыки филейного вязания, внимание и память, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству, в частности, к вязанию в технике “Филе”, усидчивость, аккуратность.
Тип занятия: комбинированный
Задание: вывязывание мотива в филейной технике
Продолжительность: 1 ч. – 45 мин.
Оборудование:
а) Т.С.О. – интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, аудиокассета
б) материалы: пряжа “Ирис”,
в) крючок, ножницы
Зрительный ряд:
а) Дидактический материал:
- образцы изделий, выполненных в технике “Филе”
- схемы узоров
б) Демонстрационный материал:
- слайды с теоретическими вопросами
- слайды с условными обозначениями и названиями схем узоров
- слайды с образцами изделий в технике “Филе”
- слайды со схемами последовательности выполнения прибавления и убавления пустой и заполненной клетки в начале и конце ряда
- вязаный образец мотива
в) Раздаточный материал
- карточки со схемами к д/и “Найди ошибку”
- схема мотива
Музыкальный ряд: морской бриз (релаксация)
Структура занятия
I. Организационный момент 1 минута
II. Закрепление теоретических знаний 10 минут
1. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2. Приёмы филейного вязания. Условные обозначения.
– Д\и “Ответь правильно”
– Д/и “Условные обозначения”
– Д/и “Найди ошибку в схеме”
– Д/и “Запомни схему”
III. Изучение нового материала 10 минут
Физминутка 1 минута
IV. Практическая работа 20 минут
1. Разбор схемы вязки
2. Вязание мотива
3. Релаксация
V. Анализ работ 2 минуты
VI. Итог занятия .Рефлексия 1 минута
Предварительная работа: вывязывание элемента филейного вязания (2 ряда из 4 пустых клеток).
Ход занятия
I. Организационный момент
Приложение 1, слайд 1
II. Закрепление теоретических знаний
Педагог: Мы продолжаем знакомиться с техникой с техникой филейного вязания, и начнём занятие с повторения того, что мы уже знаем об этой технике. Что необходимо для того, чтобы приступить к работе? (инструменты, материалы, схемы, необходимы знания).
Сейчас мы проверим, что вы знаете о технике филейного вязания
1. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
- Какие виды волокон вы знаете? Слайд 2
- Какая пряжа и крючок используются в филейном вязании? Слайд 3
- Назовите правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами.
2. Приёмы филейного вязания. Условные обозначения.
Д\и “Ответь правильно” Слайд 4
Вспомним основные приёмы филейного вязания.
Посмотрите на слайды и ответьте на следующие
вопросы:
- Что такое “филейное вязание”? (Сетчатое вязание.)
- Из чего складывается “филейное” вязание (их пустых и заполненных клеток)
- Из чего состоит пустая клетка? (1 ст. с/н + 2 в.п.)
- Из чего состоит заполненная клетка? (3 ст. с/н)
- Как рассчитать кол-во петель цепочки, если схема дана в графическом варианте? (кол-во клеток умножают на 3 плюс 1)
Просмотр фотогалереи “Изделия в технике “Филе”. Слайды 5–12
Посмотрите, какие замечательные изделия можно связать в этой технике. Чем отличаются изделия? Что придаёт изделиям прибавление и убавление клеток? (Значимость данных приёмов техники).
Но, для того, чтобы выполнить изделие, необходимо уметь работать по схеме, и быть очень внимательным. Сейчас мы с вами вспомним условные обозначения для схем узоров, используемые при вязании крючком.
Д/и “Условные обозначения”
Учащиеся подбирают к карточкам с условными
изображения схем узоров карточки с их названиями
(Работа у доски) Приложение 3.
Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по слайду. Слайд 13
Из условных обозначений складывается схема любого изделия. Теперь поработаем со схемами.
Д/и “Найди ошибку в схеме” Слайды 14, 15
Учащимся предлагаются слайды с фрагментами схем
филейного вязания. Дети должны найти и исправить
в них ошибки.
Д/и “Запомни схему”
Учащимся предлагается слайд с изображением
схемы филейного мотива
Слайд 16
В течение минуты они должны запомнить последовательность чередования пустых и заполненных клеток в схеме. Затем изображение убирается. Детям заранее подготовлены листы разлинованной в клетку бумаги с таким же количеством клеток, как и на образце. Слайд 17
Они должны отметить на своих листочках те же самые клетки. После выполнения задания снова демонстрируется схема узора, учащиеся проверяют правильность выполнения задания.
Слайд 18
Посмотрите внимательно на схему и скажите, чем необычна эта схема? Правильно, в этой схеме разное количество клеток в ряду.
IV. Изучение нового материала
Все изделия в технике “Филе”, которые мы с вами уже выполняли, были с одинаковым количеством петель в ряду. Сегодня на занятии мы научимся делать прибавления и убавление пустой клетки в начале и конце ряда. Для этого нам понадобится усвоить определённые правила:
Прибавление пустой клетки |
|
В начале ряда Для этого необходимо
добавить 8 воздушных петель |
В конце ряда Для этого необходимо на
месте будущей клетки довязать две воздушные
петли и столбик с 3 накидами. |
Убавление пустой клетки |
|
В начале ряда | В конце ряда |
Необходимо сделать переход в нужное
место соединительными столбиками и начать ряд с
петель подъёма Слайд 21 |
Необходимо не довязывать нужное количество клеток |
Физкультминутка
Игровое упражнение “Скопируй позу”
Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем участники показывают по 2 позы, по 3 позы другой участник пары должен показать их одну за другой.
V. Практическая работа
Для закрепления полученного материала учащимся даётся задание: вывязать элемент филейного узора. Фото мотива демонстрируется на слайде а образец на доске, схемы раздаются индивидуально. Слайд 22
- Разбор схемы Слайд 23
- Закрепление приёмов прибавления и убавления клеток. Слайды 24, 25
- Вязание мотива по схеме. Слайд 26
- Гимнастика для глаз:
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд. На счёт 1–6
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, направо вниз, потом прямо вдаль на счёт 1–6. Затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль. Повторить 4–5 раз.
- В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 1–2 раза.
Самоконтроль:
Время от времени вязанье кладите на стол: если полотно лежит ровно, не стянуто, то работа выполнена правильно.
VI. Анализ работ
Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок у учащихся
VII. Подведение итогов. Рефлексия
Слайд 27
Сообщение о достижении целей урока
Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
Сообщение о теме следующего урока
Задание учащимся на подготовку к следующему уроку
Уборка рабочих мест
Педагог предлагает учащимся выразить своё отношение к занятию: Если им были интересны задания и они поняли новую тему, то необходимо прикрепить белую воздушную петельку с улыбкой, а если наоборот, то серую петельку. Приложение 4
Список литературы:
- Волшебный клубок. Новые узоры для вязания крючком. М.: АСТ Астрель, 2009.
- М.Максимова, М. Кузьмина “Школа вязания”.
- Периодические издания: Журналы “Валя-Валентина” и “Диана-креатив”.