Контроль за знаниями учащихся при его верном применении позволяет успешно формировать у школьников ответственное отношение к учению, стимулировать стремление к успеху.
В связи с той ролью, которую играет контроль на различных этапах обучения, можно выделить следующие основные типы контроля: исходный, текущий, тематический, итоговый.
Назначение исходного контроля – выявить знания, умения, навыки учащихся к началу обучения. Такой тип чаще применяют после перерыва в обучении.
Так, например, в сентябре в 3 классе был проведен зачет по теме «Повторение изученного во 2 классе». Этот зачет включал теоретическую и практическую части. Он помог выявить, что усвоено детьми хорошо, а где есть пробелы. Так же контроль показал, как дети применяют в действии уже изученные ранее правила. Выявив пробелы знаний у учащихся, им были предложены упражнения, которые помогают лучше усвоить материал и применять его на практике. И, следовательно, в дальнейшем не будут препятствием к получению новых знаний.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков. Он помогает выявить типичные ошибки и дает возможность осуществить коррекцию знаний и умений.
На уроках русского языка в начальной школе можно применять различные формы текущего контроля над качеством знаний и умений учащихся.
- Правила. Незнание правила ведет к ошибкам при написании. Поэтому постоянно требуется контроль при их изучении. Опрос правила можно проводить устный, письменный, в парах.
- Взаимопроверка и самопроверка. При выполнении различных видов самостоятельных работ, можно использовать взаимопроверку и самопроверку. Это активизирует мыслительную, познавательную деятельность учащихся и развивает самоконтроль, который важен в процессе обучения.
- Диктанты. К текущему контролю относятся и диктанты. Диктанты могут быть разных видов: выборочные, предупредительные, объяснительные.
- Тестовые работы.
Работа для 2 класса (1 четверть)
1. Подчеркни лишнюю букву.
а) а, б, ы, у, э;
б) т, р, и, б, к.
2. Подчеркни слова, в которых буквы Е, Ю, Я обозначают два звука:
Юла, пятница, семья, иголка, ключ, подъезд, вечер, большая, Митя.
3. Закончи фразу:
Чтобы узнать, сколько в слове слогов, надо подсчитать, сколько в нём ________________.
4. Подсчитай и запиши, сколько слогов в написанных словах.
Вода _____, кружка _____, козлик _____, перемена _____, дом ____.
5. Закончи фразу:
Слова переносятся по _______________.
6. Посмотри, как разделены для переноса слова. Подчеркни те слова, которые разделены с ошибкой.
О-сень, комна- та, ма-льчик, бе- рег, со-н, май-ка, пиро-жок, пушиста-я.
Напиши, как ты разделишь подчёркнутые тобой слова, для переноса.
_______________________________________________________________________________
7. Прочитай слова. Подчеркни в них буквы, обозначающие гласные звуки одной чертой, а буквы, обозначающие согласные звуки двумя чертами.
Мышонок, пальчик, танкист.
8. Заполни пропуски.
Фасоль – ___ сл., ___ зв., ___ б. Горошек - ___ сл., ___ зв., ___ б.
9. Подчеркни в словах ударные слоги.
Машина, полька, дом, ёжик, сойка, барабан.
- Творческие работы учащихся по развитию речи.
В тематическом контроле потребность возникает после завершения учащимися определенной темы.
Так во 2 классе после изучения темы «Состав слова» был проведен урок – вертушка. Здесь были включены задания по теории (индивидуально), практические(индивидуально) и по развитию речи (работа в группе).
Итоговый контроль помогает определить конечные результаты изучения темы, раздела. Чаще итоговым по русскому языку является контрольный диктант с грамматическим заданием.
Таким образом, любой тип контроля помогает учителю узнать уровень сформированности знаний, умение применять знания на практике. А также определить степень готовности учащихся к самостоятельному использованию приобретенных знаний, умений, навыков.
Для успешного обучения русскому языку необходим систематический контроль над качеством знаний и умений учащихся. Совершенствование системы контроля позволяет повысить эффективность обучения, так как контроль дает учителю возможность своевременно получать информацию о ходе учебного процесса, об уровне усвоения программного материала. Получение сведений об усвоении материала необходимо, чтобы процесс обучения велся более грамотно, эффективно и вовремя корректировать учебную деятельность учащегося.