Преподавание в начальной школе (урок математики)

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование понятия о цифре и числе 3.

Задачи:

  • сформировать понятие о числе 3;
  • учить правильно, писать цифру 3;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • совершенствовать навыки счета предметов.

Оборудование: числовой ряд от 1 до 9; карточки с заданиями оранжевого и фиолетового цветов в количестве парт и учащихся в классе; карточки с изображением бабочки; карточки с буквами слово “Сказка”; учебник; цифровой веер; иллюстрации с героями Мальвина, Пьеро, Буратино, Карлсон, Три медведя.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Сегодня наш урок математики необычный. К нам пришли гости. Развернитесь лицом к нашим гостям и поприветствуйте. Молодцы. Садитесь.

Скорей за работу!
Затеи, задачи, игры и шутки
Сегодня для вас!
Я желаю вам удачи
В добрый путь и в добрый час!

2. Устный счёт

У. Урок начнём с устного счёта. Первое задание – это работа в парах. Напомните, как нужно работать в парах.

Д. Быстро, дружно, шёпотом, уметь договориться.

У. Итак, договорились между собою, кто будет писать. У вас на столах лежат конверты. Один из вас возьмёт из этого конверта карточку оранжевого цвета и положит перед вашей парой. Задание, которое будите выполнять, заканчиваем по звонку колокольчика.

Задание. На каждой из двух картинок найдите “лишний” предмет. (Рис. 1)

Рис. 1

У. Молодцы! Какой “лишний” предмет на первой картинке?

Д. Шляпа.

У. Почему?

Д. На этой картинке изображены растения.

У. Оцените ответ. Какой “лишний” предмет на второй картинке?

Д. Машина.

У. Почему?

Д. Стул, стол, табурет- это предметы мебели.

У. Оцените ответ. Возьмите из конверта каждый из вас карточку фиолетового цвета. (Рис. 2) Найдите самостоятельно “лишний” предмет (по звонку колокольчика заканчивается работа).

Рис. 2

– Молодцы! Проверяем.

– Какой “лишний” предмет на первой картинке? Почему?

Д. Матрёшка, так как карандаш, портфель, тетрадь- это школьные принадлежности.

У. Оцените ответ. Какой “лишний” предмет на второй картинке? Почему?

Д. Яблоко, так как все остальные предметы относятся к группе инструментов.

У. Сколько “лишних” предметов на первом рисунке?

Д. Один.

У. А на втором?

Д. Один.

У. А на двух рисунках?

Д. Два “лишних” предмета

У. Молодцы! Возьмите в руки веер и послушайте задачу в стихах.

По тропинке зайчик шёл,
Подосиновик нашёл.
Походил вокруг осин
И нашёл ещё один.

– Покажите, сколько всего подосиновиков нашёл зайчик? (Ответ: 2)

– Почему?

– Ребята, в задаче получилось число 2 и в предыдущем задании получилось число 2. Так скажите, что мы знаем о числе 2.

Д. Число 2 стоит на втором месте в числовом ряду;
– Число 2 стоит между числом 1 и числом 3;
–  2 это пара;
–  2 это 1 и 1.

(Работа с числовым рядом. Дети выходят к доске и получают карточки с буквами):

У.  Покажите и назовите самое большое число;
– Покажите и назовите самое маленькое число в числовом ряду;
– Покажите и назовите соседей числа 7;
– Покажите и назовите число, которое стоит между числами 2 и 4;
– Покажите и назовите число, которое стоит справа от 5;
– Покажите и назовите число, которое стоит слева от 8.
– Встаньте в ряд те, у кого карточки с буквами.– Ребята, составьте слово.
– Какое слово получилось. Встаньте так чтобы все могли увидеть и прочитать.
(К)
(З)
(А)
(С)
(К)
(А)

– Прочитайте хором.

Д. Сказка.

У. Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки. Но знаете, в одной из сказок произошла путаница. Сказочные герои запутались, помогите им понять кто из какой сказки. (Рис. 3)

Рис. 3

Д. Мальвина, Буратино, Пьеро из сказки “Золотой ключик”, а Карлсон – “Малыш и карлсон”.

У. Молодцы! Сколько сказочных героев из сказки “Золотой ключик”?

Д. Три.

У. А в названиях каких сказок мы встречаемся с числом 3? (Ответы детей). Но не только в названиях есть число 3, но и в сюжете сказки мы встречаемся с этим волшебным числом, например: 3 дороги, 3 желания, 3 сына или 3 дочери, 3 жизни и мн. др., что связано с числом 3.

3. Сообщение темы и цели урока

У. Ребята, раз мы начали говорить о сказке, мне хочется загадать загадку. Отгадав её, мы узнаем, с какими героями мы встретимся на уроке.

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Д. Три медведя и Машенька. (Открыть на доске картинку. (Рис. 4)).

Рис. 4

У. Какое число употребляется в этой сказке?

Д. Число три.

У. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Д. Число и цифру 3.

У. Да, сегодня на уроке мы познакомимся с числом 3 и научимся писать цифру 3.

У. Найдите это число в числовом ряду. Что вы можете о нём сказать?

Д. Число 3 стоит на третьем месте в числовом ряду;

– Соседи числа 3 являются числа 2 и 4;

У. На сколько число 3 больше числа 2?

Д. Число 3 больше числа 2 на 1.

У. Почему?

Д. Потому что оно стоит за числом 2, а каждое последующее число больше предыдущего на 1.

У. Как можно получить число 3?

Д. 2+1

У. На сколько число 3 меньше числа 4?

Д. Число 3 меньше числа 4 на 1.

У. Почему?

Д. Потому что каждое предыдущее число меньше последующего на 1.

У. Ребята, более подробно о составе числа 3 мы поговорим на следующем уроке.

Физкультминутка для глаз

У. Сядьте ровно, спинки расправьте. Глазками найдите число 3 синего цвета, число 3 – красного цвета, число 3 – чёрного цвета, число 3- зелёного цвета.

4. Изучение нового материала. Работа по учебнику

У. Ребята, а кто помнит имена наших героев?

Д. Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.

У. Каждый из этих героев приготовил для нас задание. Первое задание Михайло Потапыча. Откройте учебник на странице 40, № 2.

Обратите внимание, как выглядит цифра 3, с помощью которой записывается число 3. И такой же знак у меня на доске. Найдите среди данных знаков цифру 3 и выделите её простым карандашом. Сколько раз вам встретилась цифра 3?

Д. 2 раза.

У. Молодцы! Ребята, посмотрите, выполнив задание Михайло Потапыча, у нас открылось слово (Рис. 5). Прочитаем хором это слово.

Рис. 5

Д. Заблудиться.

У. Что значит “заблудиться”?

Д. Потеряться.

У. А кто заблудился в сказке “Три медведя”?

Д. Машенька.

У. Но мы то с вами не потеряемся в наших математических знаниях, правда? Но прежде, чем продолжим наш урок, отдохнём.

На болоте три лягушки,
Три весёлые квакушки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям “Физкульт-привет”!

У. Молодцы, садитесь! Ребята, а Настасья Петровна хочет узнать, на что похожа цифра 3? А для этого мы выполним задание № 3. Рассмотрите рисунки. Какие предметы или их части похожи на цифру 3?

Д. Замок, змея, очки.

У. Обведите эти предметы и их части простым карандашом.

Дети выполняют задание.

У. Ребята, а я знаю, что (имя ребёнка) приготовил стихотворение о цифре 3.

А вот это – посмотри,
Выступает цифра “3”.
Тройка – третий из значков -
Состоит из двух крючков.

У. Молодец! Ребята, обратите внимание, что открылось ещё одно слово (Рис. 6) Прочитаем его.

Рис. 6

Д. В трёх.

У. Что значит “в трёх”? (рассуждение детей) Ребята, чего было 3 в сказке “Три медведя”?

Д. 3 стула, 3 ложки, 3 кровати, 3 тарелки.

У. Чтобы продолжить нашу работу подготовим для письма наши руки, (движения произвольные)

Три мартышки – три соседки –
С ветки прыгали на ветку.
Расшумелись, раскричались.
Дождь пошёл – все разбежались.

– Молодцы! Вы знаете, ребята, а Мишутка, так же как и вы пошёл в первый класс, но только в Лесную школу. И он тоже изучает цифру и число 3, и очень хочет научиться писать её. Давайте и мы вместе с ним научимся писать цифру 3, которая обозначает число 3. Рассмотрите, как пишется цифра 3, обозначающая число 3. (Задание № 4 в учебнике) Как вы думаете, из скольких элементов состоит цифра 3? (Рассуждение детей)

Вывод: 3 элемента – горизонтальная и наклонная палочки и нижнего правого полуовала.

У. Посмотрите, как правильно писать цифру 3 (комментарий и показ на доске).

Пропишем цифру 3 пальцем на ладошке. Пропишем ручкой в воздухе. Обратите внимание на первую строчку в задании № 4. Что нам нужно сделать?

(Ответы детей.)

– Обведите и допишите цифру 3. Ребята, вы отлично справились с заданием и у нас открылось последнее слово, прочитайте его. (Рис. 7)

Рис.7

Д. Соснах.

У. Прочитайте, что у нас получилось?

Д. Заблудиться в трёх соснах.

У. Как вы думаете, что это такое?

Д. Поговорка.

У. Как вы её понимаете? (рассуждения детей)

Вывод: не суметь разобраться в чём-нибудь простом.

У. А мы с вами на уроке во всём разобрались? Молодцы! А в сказках, что помогает преодолевать трудности? (рассуждения детей)

Вывод: волшебство, взаимопроверка, дружба.

А мы с вами дружно работали на уроке? А за то, что мы дружно работали, к нам прилетела бабочка. А чтобы сделать её волшебной нужно заштриховать следующим образом. Там, где стоит цифра 3, штрихуем цветным карандашом цифрой 3. (Рис. 8)

Рис. 8

5. Итог урока

У. Что нового узнали на уроке?

Сравните понятие “число” и “цифра”.