Цели
- Вызвать интерес студентов к уголовному законодательству как важному государственному документу
- Сформировать у студентов представления о видах уголовной ответственности и ее особенностях; о неизбежности наступления уголовной ответственности
- Повысить мотивацию к формированию правовой культуры студентов
Студенты делятся на три команды по 5-7 человек в каждой. Ответы оцениваются от 0 до 3х баллов. При выполнении заданий есть ограничение по времени. Жюри выбирается по желанию, так как преподаватель и сам может довольно быстро оценивать ответы участников.
Первое задание – разминка - команда должна решить задачу, используя статьи Уголовного Кодекса. Время – 2 мин.
Задача для команды № 1.
Сергеенко Л., уходя на работу, внутри квартиры к каждой двери, ведущей в комнату, провел провода с напряжением 380 В. Будет ли он нести уголовную ответственность, если в квартиру заберется вор и погибнет? ( статья 16 УК РФ)
Задача для команды № 2.
Внуку от дедушки достался именной револьвер. Он показал его приятелю и неосторожно выстрелил, ранив друга. Какие санкции к нему будут применены? (статья 118 УК РФ)
Задача для команды № 3.
Наказываются ли в уголовном порядке действия Ульянова Н., который ударил Симонова Н., отражая нападение последнего, если они привели к инвалидности Симонова? ( статья 37 УК РФ)
После выступления членов команд преподаватель показывает слайды с правильными ответами. Сразу же выставляются заработанные баллы.
Второе задание выполняется письменно. Команды получают карточки с названиями различных видов наказания, но определить должны только те виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним. Использованы статьи 44,88 УК РФ. Время – 4 мин.
Карточка для команды № 1.
Виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним:
- замечание
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
- лишение специального права
- лишение свободы на определенный срок
Карточка для команды № 2.
Виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним:
- штраф
- обязательные работы
- арест
- смертная казнь
Карточка для команды №3.
Виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним:
- предупреждение
- исправительные работы
- ограничение свободы
- ограничение по военной службе
Преподаватель показывает слайды с правильными ответами, проверяет ответы команд и подводит итоги второго задания.
Третье задание выполняется устно – каждой команде предлагаются по две ситуационные задачи, необходимо определить, в каких случаях погашается судимость ( статья 86 УК РФ). Время - 3 мин на решение каждой задачи.
Задачи для команды № 1.
- Соколов совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.245 УК РФ (жестокое обращение с животными). Суд назначил ему наказание в виде условного осуждения. Испытательный срок истек.
- Бобров совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.160 УК РФ ( присвоение или растрата). Суд назначил ему наказание в виде исправительных работ на срок четыре месяца. После отбывания наказания истекло 10 месяцев.
Задачи для команды №2.
- Лисицин совершил преступление, предусмотренное ст. 224 УК РФ (небрежное хранение огнестрельного оружия). Суд назначил ему наказание в виде ограничения свободы на срок 9 месяцев. После отбывания наказания истекло два года.
- Несовершеннолетний Минаев совершил преступление, предусмотренное ч.2 ст. 264 УК РФ ( нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с лишением права управлять транспортным средством на срок один год. После отбывания наказания истекло три года.
Задачи для команды № 3.
- Кузовлев совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 227 УК РФ ( пиратство). Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок семь лет. После отбывания наказания истекло пять лет.
- Гордеев совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 281 УК РФ (диверсия). Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет. После отбывания наказания истекло девять лет.
Преподаватель подводит итоги и показывает слайды с правильными ответами.
Четвертое задание требует предварительной подготовки, так как это несколько миниатюр, которые показывают для членов команд студенты (3 чел.). Для выступления необходим реквизит – кукла, коробка, бутылка, деньги, конверт, картина, шкатулка с «драгоценностями».
В процессе просмотра сценок команды дожны определить, какое преступление они увидели, записать на листочке и по команде отдать преподавателю ( или членам жюри).
Сцена № 1.
Стол, на нем - бутылка вина. Мать ходит с ребенком, качает, но он не успокаивается. Небрежно кидает ребенка на стол, выпивает стакан вина. Смотрит на ребенка, потом начинает душить, хватает коробку, бросает туда ребенка, убегает...
Ответ: ст. 106 УК РФ Убийство матерью новорожденного ребенка.
Сцена № 2 .
Стол, за ним сидит чиновник. Входит посетитель и дает ему деньги. Чиновник берет и быстро их прячет, довольно потирая руки.
Ответ: ст. 290 УК РФ Получение взятки; ст. 291 УК РФ Дача взятки.
Сцена № 3.
Стол, на нем – папки, бумаги. Входит человек, что – то ищет, находит конверт, читает – и радостный убегает.
Ответ: ст. 138 УК РФ Нарушение тайны переписки.
Сцена № 4.
На столе – книги, бумаги, шкатулка, рядом – картина. Крадучись, входит человек с рюкзаком, рассматривает содержимое стола и забирает шкатулку с украшениями, картину. Уходит.
Ответ: ст. 164 УК РФ Хищение предметов, имеющих особую ценность.
Преподаватель благодарит студентов – «актеров» за помощь и подводит итоги.
Пятое задание. Из предложенного командам списка надо выбрать обстоятельства, отягчающие наказание и обстоятельства, смягчающие наказание. Желательно записать в виде таблицы из двух столбиков (пустая таблица прилагается). Время - 4 мин.
Задание для команды № 1.
а) рецидив преступлений
б) несовершеннолетие виновного
в) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга
г) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации)
д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания
Задание для команды № 2.
а) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность
б) беременность
в)совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках
г) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления
д) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора
Задание для команды №3.
а) наличие малолетних детей у виновного
б) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение
в) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств
г) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти
д) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
На этом конкурсные задания заканчиваются, подводятся итоги и награждается команда – победительница.
Время мероприятия – 60 мин. Если в конкурсе участвуют две команды – 45 минут.