Открытое мероприятие по дисциплине "Основы права" "Знаешь ли ты Уголовный кодекс РФ?"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели

  1. Вызвать интерес студентов к уголовному законодательству как важному государственному документу
  2. Сформировать у студентов представления о видах уголовной ответственности и ее особенностях; о неизбежности наступления уголовной ответственности
  3. Повысить мотивацию к формированию правовой культуры студентов

Студенты делятся на три команды по 5-7 человек в каждой. Ответы оцениваются от 0 до 3х баллов. При выполнении заданий есть ограничение по времени. Жюри выбирается по желанию, так как преподаватель и сам может довольно быстро оценивать ответы участников.

Первое задание – разминка - команда должна решить задачу, используя статьи Уголовного Кодекса. Время – 2 мин.

Задача для команды № 1.

Сергеенко Л., уходя на работу, внутри квартиры к каждой двери, ведущей в комнату, провел провода с напряжением 380 В. Будет ли он нести уголовную ответственность, если в квартиру заберется вор и погибнет? ( статья 16 УК РФ)

Задача для команды № 2.

Внуку от дедушки достался именной револьвер. Он показал его приятелю и неосторожно выстрелил, ранив друга. Какие санкции к нему будут применены? (статья 118 УК РФ)

Задача для команды № 3.

Наказываются ли в уголовном порядке действия Ульянова Н., который ударил Симонова Н., отражая нападение последнего, если они привели к инвалидности Симонова? ( статья 37 УК РФ)

После выступления членов команд преподаватель показывает слайды с правильными ответами. Сразу же выставляются заработанные баллы.

Второе задание выполняется письменно. Команды получают карточки с названиями различных видов наказания, но определить должны только те виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним. Использованы статьи 44,88 УК РФ. Время – 4 мин.

Карточка для команды № 1.

Виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним:

  1. замечание
  2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  3. лишение специального права
  4. лишение свободы на определенный срок

Карточка для команды № 2.

Виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним:

  1. штраф
  2. обязательные работы
  3. арест
  4. смертная казнь

Карточка для команды №3.

Виды наказаний, которые назначаются несовершеннолетним:

  1. предупреждение
  2. исправительные работы
  3. ограничение свободы
  4. ограничение по военной службе

Преподаватель показывает слайды с правильными ответами, проверяет ответы команд и подводит итоги второго задания.

Третье задание выполняется устно – каждой команде предлагаются по две ситуационные задачи, необходимо определить, в каких случаях погашается судимость ( статья 86 УК РФ). Время - 3 мин на решение каждой задачи.

Задачи для команды № 1.

  1. Соколов совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.245 УК РФ (жестокое обращение с животными). Суд назначил ему наказание в виде условного осуждения. Испытательный срок истек.
  2. Бобров совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.160 УК РФ ( присвоение или растрата). Суд назначил ему наказание в виде исправительных работ на срок четыре месяца. После отбывания наказания истекло 10 месяцев.

Задачи для команды №2.

  1. Лисицин совершил преступление, предусмотренное ст. 224 УК РФ (небрежное хранение огнестрельного оружия). Суд назначил ему наказание в виде ограничения свободы на срок 9 месяцев. После отбывания наказания истекло два года.
  2. Несовершеннолетний Минаев совершил преступление, предусмотренное ч.2 ст. 264 УК РФ ( нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с лишением права управлять транспортным средством на срок один год. После отбывания наказания истекло три года.

Задачи для команды № 3.

  1. Кузовлев совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 227 УК РФ ( пиратство). Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок семь лет. После отбывания наказания истекло пять лет.
  2. Гордеев совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 281 УК РФ (диверсия). Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет. После отбывания наказания истекло девять лет.

Преподаватель подводит итоги и показывает слайды с правильными ответами.

Четвертое задание требует предварительной подготовки, так как это несколько миниатюр, которые показывают для членов команд студенты (3 чел.). Для выступления необходим реквизит – кукла, коробка, бутылка, деньги, конверт, картина, шкатулка с «драгоценностями».

В процессе просмотра сценок команды дожны определить, какое преступление они увидели, записать на листочке и по команде отдать преподавателю ( или членам жюри).

Сцена № 1.

Стол, на нем - бутылка вина. Мать ходит с ребенком, качает, но он не успокаивается. Небрежно кидает ребенка на стол, выпивает стакан вина. Смотрит на ребенка, потом начинает душить, хватает коробку, бросает туда ребенка, убегает...

Ответ: ст. 106 УК РФ Убийство матерью новорожденного ребенка.

Сцена № 2 .

Стол, за ним сидит чиновник. Входит посетитель и дает ему деньги. Чиновник берет и быстро их прячет, довольно потирая руки.

Ответ: ст. 290 УК РФ Получение взятки; ст. 291 УК РФ Дача взятки.

Сцена № 3.

Стол, на нем – папки, бумаги. Входит человек, что – то ищет, находит конверт, читает – и радостный убегает.

Ответ: ст. 138 УК РФ Нарушение тайны переписки.

Сцена № 4.

На столе – книги, бумаги, шкатулка, рядом – картина. Крадучись, входит человек с рюкзаком, рассматривает содержимое стола и забирает шкатулку с украшениями, картину. Уходит.

Ответ: ст. 164 УК РФ Хищение предметов, имеющих особую ценность.

Преподаватель благодарит студентов – «актеров» за помощь и подводит итоги.

 

Пятое задание. Из предложенного командам списка надо выбрать обстоятельства, отягчающие наказание и обстоятельства, смягчающие наказание. Желательно записать в виде таблицы из двух столбиков (пустая таблица прилагается). Время - 4 мин.

Задание для команды № 1.

а) рецидив преступлений

б) несовершеннолетие виновного

в) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга

г) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации)

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания

Задание для команды № 2.

а) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность

б) беременность

в)совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках

г) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления

д) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора

Задание для команды №3.

а) наличие малолетних детей у виновного

б) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

в) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств

г) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти

д) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

На этом конкурсные задания заканчиваются, подводятся итоги и награждается команда – победительница.

Время мероприятия – 60 мин. Если в конкурсе участвуют две команды – 45 минут.