Цель: формировать у детей нравственные чувства дружбы и любви в семье и за её пределами (в отношениях с друзьями).
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем, в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочерёдных высказываний, выявить представление детей о таком понятии как дружба и отношение детей к своей семье.
Оборудование: приветствие «Добро пожаловать!», разноцветные листья, шарики и цветы, ребус «Семья», аудиозапись песен «Улыбка» и «Колыбельная», родословное древо, листы белой бумаги, ручки и карандаши; презентация.
Сценарий классного часа
Учитель. Вот и прозвенел ваш первый в жизни школьный звонок! Именно поэтому вы сегодня такие красивые! Похлопайте в ладошки те, у кого сейчас хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки.
- Вы рады, потому что рано встали.
- … потому что впервые пришли в школу.
- … потому что ярко светит солнце и на улице тепло.
- … потому что вместе с вами на празднике были ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Теперь я вижу, что у вас хорошее праздничное настроение.
А теперь отгадайте загадку: о чём пойдёт речь?
Новый год без ёлки и без карнавала?
Новый год без ёлки – это небывало!
Но сегодня он пришёл – Новый год!
Распахнулись двери школы – Новый год!
Раздаётся звон звонков – Новый год!
В класс привёл учеников Новый год:
- Поздравляю вас, друзья,
С НОВЫМ ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЯ!
Наш первый урок необычен. Я предлагаю вам поговорить на нём о самом главном в нашей жизни. Как вы думаете, о чём мы можем говорить?
Я согласна с вашим мнением. Но сначала нам нужно познакомиться. Нас много, поэтому будем знакомиться постепенно, сначала назовите своё имя и постарайтесь запомнить имя своего соседа. Надеюсь, очень скоро вы станете не просто соседями по парте, а хорошими друзьями. В этом нам поможет песня, подпевайте все вместе.
Звучит песня «Улыбка». В презентации – слайды с фотографиями из школьной жизни.
Учитель. Вы очень хорошо пели. Молодцы! А теперь поднимите руки те, у кого уже есть друг или подруга. Хорошо. А кто хочет найти новых друзей в классе, в школе? Очень хорошо. Я рада за вас.
Мне интересно услышать ваше мнение: можем ли мы сказать, что дружба – это очень важно в жизни человека. Выскажите своё мнение. Но чтобы мы услышали вас, запомним первое школьное правило «Поднятая рука». Я спрашиваю только тех, кто поднял руку и внимательно слушает своих одноклассников. Сразу мы не сможем выслушать всех, но правило «Поднятой руки» поможет выслушать всех.
Итак, можно сделать вывод, что дружба очень важна для людей.
Во время ответов на следующие вопросы в презентации показываются слайды с семейными фотографиями, которые были предоставлены родителями первоклассников.
Учитель. Кто был с вами на празднике? (Родители) Кто читает вам сказки? С кем вы ходите в кино? Кому вы помогаете дома? Кого вы любите больше всех? На кого вы похожи? – Кого вы чаще других упоминали в своих ответах? (Мама, папа, бабушка, дедушка) Каким одним словом можно назвать этих близких вам людей (Семья) А правильность вашего ответа поможет проверить разгаданный вами ребус. Какое слово здесь зашифровано? (7я) Выслушиваются все предположения.
Назовите членов вашей семьи. Чем вы любите заниматься с ними?
Ответы детей. Я хочу открыть вам один секрет: есть специальная наука «генеалогия», которая занимается изучением истории семьи. Вы тоже сможете этим заняться, если будете расспрашивать родителей о своих бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках. Кому из вас бабушка рассказывала о своём детстве? Кому мама и папа рассказывали, как они учились в школе? Чем интересны эти рассказы?
Я принесла для вас работу ученика 10-го класса нашей школы, которому было интересно узнать о своей семье, её истории. Вот что из этого получилось.
Показываю родословное древо (таблица). Какой вывод можно сделать из того, о чём мы сейчас говорили? Учитель обобщает ответы детей.
Я вижу, вы немного устали. Нужно отдохнуть. Что рассказывают или поют вам ваши мамы и бабушки, когда вы устаёте или хотите спать? (Читают сказки, поют колыбельные песни)
Релаксация. Дети кладут головы на руки на парты и закрывают глаза. Звучит «Колыбельная». По окончании музыки дети «просыпаются», улыбаются друг другу, смотрят в окошко на зелёные листья, смотрят вдаль, снова смотрят на листья.
Учитель. Я предлагаю вам передать друг другу тепло своих рук одноклассникам в знак начала нашей дружбы. Надеюсь, наш класс станет для вас большой школьной семьёй. Соедините свои ладошки по цепочке. Эта цепочка соединит всех нас вместе.
Дети и учитель соединяют свои ладошки.
А теперь нам нужно сделать что-то такое, что осталось бы на память о нашем первом уроке. Что вы предлагаете сделать? (Выслушать все предложения)
Учитель предлагает обвести ладошки на бумаге и подписать своё имя и по возможности фамилию. Кто не сможет написать сам, тем помогут соседи или учитель.
Дети опускают листочки в красочные конверты. Позже листочки вкладываются в портфолио детей.
Что вы хотите сказать о нашем первом уроке? Что запомнилось вам больше всего? Что понравилось? Ваши пожелания на будущие уроки?
Как вы считает, что же самое главное в жизни?
Учитель подводит итог классного часа.
Благодарю всех за участие в нашем разговоре о самом главном.
По окончании урока проводится экскурсия по школе (кабинеты врача, директора, библиотека, столовая).