Урок истории. Средние века. 6-й класс. "Технические открытия и изобретения. Развитие науки и образования в Европе в XI–XVI вв."

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Общедидактические задачи: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: критическое мышление.

Цели урока:

  • В ходе урока учащиеся должны выделить причины технического прорыва в XI-XVI вв. в Европе.
  • Провести анализ фактов, показать значение каждого открытия для развития общества.
  • В процессе усвоения нового материала учащиеся продолжают отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы.
  • Запомнить новые понятия: домна, мушкет, астролябия, каравелла, книгопечатание.

Запись на доске: Культура, наука.

Ход урока

Стадия вызова.

(На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта учащихся и обозначается проблема).

(На столе стоит елка, украшенная разными очками.)

Учитель: Посмотрите на это удивительное растение. В преддверье Нового года все украшают елки, а у нас такие необычные украшения. Что это? (очки)

А вы знаете, что очки изобрели в XIII в. в Европе? Как вы думаете, о чем свидетельствует этот факт?

(Ответ учащихся.)

Учитель: Что же еще интересного и полезного, нового появилось в Европе? Какие технические открытия были сделаны человечеством в этот период.

Стадия осмысления.

(Контакт с новой информацией, ее сопоставление с уже имеющимся опытом учащихся.)

Учитель: Все, что вы узнаете на уроке, мы будем записывать с вами в таблицу. Посмотрите, я вам раздала эти таблицы. Приложение 1.

В конце урока мы их проверим. В первой колонке мы будем писать направления культуры, во второй колонке вы запишете о новшествах, появившихся в Европе в XI-XVI вв., в третьей – подумаете и запишите, какое значение имеет каждое новое открытие.

Новый образ мыслей, стремление к изменению условий жизни, заставили людей подвергать сомнению устоявшиеся истины. В развитии техники появились новшества.

Водяное колесо нам знакомо с пятого класса, но использовалось в основном нижнебойное колесо, а теперь все чаще стали использовать верхнебойное колесо. В чем принцип работы колес? Где можно использовать эти механизмы. (Рисунок 1).

Рисунок 1

(Такой водяной двигатель использовали при откачке воды из шахт, для раздувания мехов доменной печи, где плавили железную руду).

Домна – специальная печь, в которой при большой температуре можно было переплавить железную руду. От переплавки получался чугун, при вторичной переплавке – железо и сталь. (Рисунок 2).

Рисунок 2

Это изобретение привело, в свою очередь к появлению различных железных станков и механизмов: токарных, шлифовальных, винторезных и др.

Не забываем заполнять таблицу. Посмотрите, что у вас появилось во второй колонке.

(Проверка записей, исправление ошибок.)

Развитие металлургии привело к очень важному и для нас с вами открытию. В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел литеры – железные буквы, из которых можно было при помощи небольшого устройства набрать целую страницу текста книги. Началась эра книгопечатания. Первая книга появилась в 1450 г. (Рисунок 3).

Рисунок 3

Вопрос: что мы видим? Как раньше, до изобретения Гуттенберга, создавались книги? Как вы думаете, сколько времени тратил на них монах? Какие книги переписывались в первую очередь? Сколько стоили рукописные книги? Как изменилось положение дел после изобретения книгопечатания?

(Ответ учащихся.)

Люди стали узнавать из книг о других странах, это будило их любопытство, они стремились к новым неизвестным землям.

С развитием торговли купцы стали чаще колесить по городам и государствам. По делам церкви ездили по свету епископы и аббаты. Они собирали новую информацию о мире, расширяли свое представление о нем. Одним из самых известных путешественников был венецианский купец Марко Поло. Самым удобным транспортом был корабль, так как на дорогах часто встречались толпы разбойников, благородных, как Робин Гуд, и не очень. Для того, чтобы обезопасить свое плавание, надо было оснастить корабли приборами, которые помогут не потеряться в огромном океане.

Косой парус прибавил кораблю скорости, а ориентироваться на море помогали два прибора: компас и астролябия. Корабль необходимо было еще и защищать. Лук и стрелы для этого были непригодны из-за морской качки и ветра. Поэтому особое значение приобретает порох. В Европе огнестрельное оружие появилось в XIV в.

Работа с текстами по вариантам. Приложение 2.

Давайте, ребята, поработаем с текстами, которые лежат у вас на партах. Прочитайте их и отметьте на полях значками:

  • что вы уже знали знаком «+»
  • что не знали знаком «–»
  • что вас заинтересовало знаком «?»
  • что удивило знаком «!»

(Читают текст.)

Проанализируем вашу работу.

(Ответы учащихся по вариантам.)

Не забываем заполнять таблицу. Посмотрите, что у вас появилось во второй колонке.

Про астролябию прочитаем в учебнике на стр. __ .

Жажда наживы, желание иметь много золота, привела к появлению науки алхимии. Представители этой науки пытались найти способ, с помощью которого можно было бы любой металл сделать золотом. Производя различные опыты, алхимики совершили множество открытий, придумали новые приборы для химических опытов. Ища золото, они развивали познания в области химии.

Другая наука – астрология – изучала звезды, пыталась по звездам предсказать будущее.

Стадия рефлескии

(На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, и возможна его повторная проблематизация (Новый вызов).

Проверка таблицы проходит в форме игры «Справочное бюро» (два человека с заполненной третьей колонкой).

Ребята, мы не зря вспомнили про астрологию. Послушайте сейчас астрологический прогноз, но для этого нам надо открыть дневник (домашнее здание).

Представителей всех знаков зодиака в среду 30 декабря, ожидает последний день школьных занятий, предполагается благоприятное положение в области заданий по истории. Всем знакам будет необходимо открыть стр. __ учебника, где их ждет увлекательный рассказ о технических открытиях.

Стрельцам, Козерогам и Водолеям надо подготовить рассказ о книгопечатании. Девам, Рыбам и Близнецам – о новых морских приборах. Тельцам, Весам и Овнам звезды велят рассказать о Марко Поло. Ну а Ракам, Скорпионам и Львам следует подумать, что нового появилось в оружейном деле. Астрологи также предсказывают длительный отдых всем знакам зодиака, и поздравляют их с наступающим годом Тигра.

Литература к уроку:

  1. Агибалова, Е.В. История средних веков. 6 класс. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, – М.: Просвещение, 2009.
  2. Донской, Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. / Г.М. Донской, – М.: 2002.