Программа элективного курса "Геоэкологическое краеведение"

Разделы: География


Пояснительная записка

Актуальность введения элективного курса «Геоэкологическое краеведение» в систему профильной подготовки учащихся средней школы определяется тем, что его содержание отвечает тенденциям современного образования – гуманизации, гуманитаризации.

Продиктовано теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций.

В рамках образовательного пространства курса «геоэкологическое краеведение» реализуется одна из ведущих идей школьного образования – его экологизация.

Данный курс приобретает особое значение в связи с реализацией нового Государственного стандарта. Профильный курс систематизирует, обогащает и развивает те знания, умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть в курсе «Краеведение», включенного в базисный план среднего звена обучения.

Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения геоэкологического краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.

Профильный курс способствует формированию способности и готовности учащихся к использованию геоэкологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Цель курса: формирование общекультурной компетенции учащихся, на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, по изучению уникальной территории родного края.

Задачи курса:

  • развить ценностные ориентации на основе холистической и коэволюционной мировоззренческих идей;
  • сформировать глобальное экологическое мышление на основе признания приоритета экологических требований над экономическими;
  • развитие исследовательской деятельности в условиях развития умений осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в контексте устойчивого развития.

Теоретической основой курса стали исследования Н.Ф.Винокуровой, Н.Н.Демидовой, В.В.Николиной, А.Г. Исаченко, В.А. Глуздовой, В.М. Котлякова, Л.Г. Руденко, Б.И. Кочурова, В.П. Максаковского, Н.Ф. Гладзовского, В.М. Смирновой.

Педагогической основой курса стали идеи компетентностного подхода, личностно-ориентированного подхода в обучении, проблемного обучения, создающие условия для становления деятельностного отношения к природе своего края и развитие исследовательской деятельности.

Названные идеи определили отбор и структурирование содержания курса « Геоэкологическое краеведение», рассчитанного на учащихся 10-11-х классов, объемом 34 часа.

Структура программы отвечает логике развития у учащихся исследовательской деятельности: во введении выполняются задачи проблемно-мотивационного этапа развития; при изучении первого, второго, третьего и четвертого разделов – задачи проблемно-поискового этапа, которые направлены на развитие познавательной сферы в единстве с ценностной, практической сферами сознания личности, развитие исследовательской деятельности; изучая последний раздел, решаются задачи коммуникативно-рефлексивного этапа. Курс завершается защитой проекта на этапе презентации.

Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.

  • Принцип преемственности со средним звеном школы в формировании интегрированного образа своей малой Родины;
  • Принцип взаимосвязи глобального, регионального, локального предполагает включение в содержание геоэкологических объектов отражающих идею взаимодействия человека и природы на глобальном, региональном, локальном уровнях – географическая оболочка, экорегион, современный ландшафт.
  • Принцип самости (ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого). Основным приоритетом современного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности, способствующих самопознанию, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых.
  • Краеведческий принцип предполагает изучение геоэкологических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.
  • Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые геоэкологические объекты и явления.
  • Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности.
  • Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала.
  • Личностно-деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности.
  • Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.

Ключевые понятия курса: Геоэкология, геоэкологическое краеведение. Этапы развития геоэкологии. Научные методы познания окружающей среды. Процесс. Процессы выветривания, денудации, аккумуляции. Природная катастрофа. Проявление процессов геотехноатмогенеза, геотехногидрогенеза, геотехнопедогенеза и геотехнобиогенеза во Владимирской области. Техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция. Геоэкологические процессы. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека. Геоэкологические проблемы. Геоэкологический предел. Экосистема. Типы и особенности экосистем Владимирской области. Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг. Понятие окружающей среды, ее составные части. Экологическая опасность.

Учащиеся должны:

  • знать об исторических этапах развития геоэкологии;
  • знать термины и понятия: геоэкология, геоэкологическое краеведение, биосфера, ноосфера, географическая оболочка, геосистемы, геоэкологическое сознание, геоэкологическая компетентность; рельефоиды, геотехноатмогенез, геотехногидрогенез, геотехнопедогенез и геотехнобиогенез; техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция; процесс, выветривание, денудация, аккумуляция, природная катастрофа; геоэкологические процессы; геоэкологические проблемы, геоэкологический предел, экосистема; экологическая безопасность, геоэкологическая экспертиза, экологический риск, экологическая опасность, геоэкологическое проектирование, геоэкологический мониторинг; окружающая среда;
  • знать о научных методах познания;
  • уметь работать с литературными источниками, справочной литературой, статистическими данными;
  • уметь составлять и анализировать картосхемы;
  • уметь выражать свое отношение к экологической безопасности своей области;
  • владеть одной из методик геоэкологических исследований;
  • уметь выполнять авторские проекты;
  • проявлять готовность к общению друг с другом и представлению своих исследований аудитории;
  • уметь защищать исследовательские работы, проекты.

Основное содержание программы

Ведение

Тема 1. Что такое геоэкологическое краеведение

Представление о геоэкологии и геоэкологическом краеведении. Этапы развития геоэкологии. Биосфера, ноосфера, географическая оболочка, геосистемы.

Тема 2. Научные основы изучения геоэкологического краеведения

История взаимоотношений человечества с окружающей средой. Геоэкологическое сознание. Геоэкологическая компетентность. Теория устойчивого развития.

Тема 3. Методы научного познания в геоэкологическом краеведении

Классификация научных методов познания. Научные методы познания окружающей среды. Методы познания геоэкологического краеведения: метод наблюдения, картографический метод, измерительный метод, метод взятия проб, работа с литературными источниками, справочной литературой, социологические методы, метод прогнозирования.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Творческая работа на тему: « История развития геоэкологических представлений»
  2. Социологический опрос населения по определению отношения людей к природе. Его обработка.
  3. Проведите исследование на тему «Поведение человека в природе моего края». Подберите фотографии и сделайте выводы. Предложите и проведите конкретные мероприятия с целью улучшения отношения человека к объектам природного наследия.

Раздел 1. Процессы в окружающей среде

Тема 1. Природные процессы

Процесс. Проявление процессов выветривания, денудации, аккумуляции в нашей области. Природная катастрофа.

Тема 2. Техногенные процессы. Техноплагенные процессы

Рельефоиды. Проявление процессов геотехноатмогенеза, геотехногидрогенеза, геотехнопедогенеза и геотехнобиогенеза во Владимирской области. Техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция.

Тема 3. Геоэкологические процессы

Геоэкологические процессы. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека. Типы природопользования. Геоэкологическая безопасность.

Тема 4. Мой край сегодня

Уникальность природы моей области. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственной «нагрузки» на природу области.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Пользуясь данными таблицы «Крупнейшие рельефоидные зоны мира», вычисление отношения суммарных площадей вертикальных граней к площади территории рельефоидных зон и составление перечня этих десяти зон согласно убыванию полученного показателя ( индекса вертикальной рельефоидности).
  2. Составление картосхемы « Геоэкологическая ситуация моей области».
  3. Проведение круглого стола на тему: «Геоэкологический портрет моей области».

Раздел 2. Направляемое развитие окружающей среды

Тема 1. Геоэкологические проблемы

Геоэкологические проблемы. Геоэкологический предел. Экосистема. Типы и особенности экосистем нашей области.

Тема 2. Геоэкологическая экспертиза

Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Экологическая опасность. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг.

Тема 3. Управление качеством окружающей среды

Управление качеством окружающей среды во Владимирской области. Экологический контроль. Экологический аудит. Экологические стандарты. ПДК, ПДД, ПДН, ПДВ, ПДС. Экологический менеджмент.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Составьте схему геоэкологического анализа проекта хозяйственной деятельности. ( по выбору)
  2. Геоэкологическая экспертиза. Выбрать территорию, объект и наметить хозяйственную деятельность. Определить допустимость последствий реализации объекта экспертизы для окружающей среды.
  3. Реализация авторских проектов по решению экологических проблем своей области.

Раздел 3. Качество окружающей среды нашей области

Тема 1. Понятие окружающей среды, ее составные части. Состояние окружающей среды области

Состояние воздушной среды. Воздушная среда. Влияние хозяйственной деятельности на состояние атмосферного воздуха области.

Состояние водной среды. Водная среда, водопотребление, водоотведение, очистка сточных вод. Качественная характеристика состояния поверхностных водных объектов. Водохозяйственные системы и сооружения моей области. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

Состояние геохимической среды. Геохимическая среда. Геохимия. Основные группы загрязнителей области.

Состояние биопочвенной среды. Биопочвенная среда. Состав и структура земельного фонда области и его структура. Состояние плодородия почв. Эффективность использования земель. Охрана почв.

Состояние геофизической среды. Геофизическая среда. Геофизика, физическое поле Земли, геофизическая среда, звук, шумовое загрязнение, магнитосфера.

Состояние геологической среды. Геологическая среда. Состояние минерально-сырьевой базы. Геологическое изучение минерально-сырьевой базы области. Экологическая геология. Тепломассообмен. Состояние геотехноморфологической среды. Геотехноморфологическая среда. Геотехноморфогенез. Интегральная геоповерхность. Геотехноморфогенное загрязнение области.

Тема 2. Экологическая безопасность в моей области

Уровень изменения природы нашей области человеком. Экологическая опасность. Как обеспечить экологическую безопасность? Сохранение здоровья человека.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Составление таблицы «Сравнение содержания газов в приземном и почвенном воздухе»
  2. Составление картосхемы «Водохозяйственные системы и сооружения моей области.» Разработка рекомендаций рационального природопользования.
  3. Построение круговой диаграммы «Состав и структура земельного фонда области и его структура.» Ее анализ. Составление схематичных геологических разрезов разных типов геологической среды. Анализ.
  4. Составление картосхемы «Природно-ресурсный потенциал моего края». Разработка рекомендаций рационального природопользования.
  5. Защита авторских проектов «Как обеспечить экологическую безопасность в моей области?»

Раздел 4. Познаю свой край

Тема 1. Исследователь природы своего края

Выдающиеся исследователи природы края в прошлом и настоящем.

Тема 2. Методики геоэкологических исследований

Методики геоботанических, орнитологических, энтомологических, гидробиологических, почвоведческих, метеорологических исследований. Методики изучения антропогенного влияния на территорию. Методики биоиндикации. Методы: маршрутный и локальных площадей.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Выбор простейших методик. Апробация на территории края (экскурсии, самостоятельные исследования). Оформление результатов.
  2. Участие в малой школьной научно-практической геоэкологической конференции. Представление результатов исследований.

Раздел 5. Подведем итоги

Тема 1. Геоэкология моей области

Геоэкология, геоэкологическое краеведение. Этапы развития геоэкологии. История взаимоотношений человечества с окружающей средой. Научные методы познания окружающей среды. Проявление процессов выветривания, денудации, аккумуляции в нашей области. Природная катастрофа. Проявление процессов геотехноатмогенеза, геотехногидрогенеза, геотехнопедогенеза и геотехнобиогенеза в нашей области. Техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция. Геоэкологические процессы. Загрязнение окружающей среды. Здоровье человека. Геоэкологические проблемы. Геоэкологический предел. Экосистема. Типы и особенности экосистем области. Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг. Понятие окружающей среды, ее составные части. Уровень изменения природы нашей области человеком. Экологическая опасность. Управление качеством окружающей среды.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Защита авторских проектов «Как обеспечить экологическую безопасность во Владимирской области?»

Литература

  1. Введение в теорию устойчивого развития : Курс лекций / Под ред. Н.М. Мамедова. – М.: Ступени, 2002.
  2. Винокурова, Н.Ф. Геоэкология: Учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Копосова, В.М.Смирнова. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.
  3. Винокурова, Н.Ф. Природопользование: Учебник для 10-11-х Кл. / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.И. Сиротин, В.М. Смирнова. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Исаченко, А.Г. Экологическая география России / А.Г. Исаченко. – СПб.: Изд-во «Санкт-Петербург», 2001.
  5. Исаченко, А.Г. География в современном мире: Книга для учителя / А.Г. Исаченко. – М.: Просвещение, 1998.
  6. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В.А. Глуздова, Н.Ф. Винокуровой, В.В. Николиной. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.
  7. Котляков, В.М. Географические подходы к проблеме устойчивого развития / В.М. Котляков, Н.Ф. Глазовский, Л.Г. Руденко // Изв. РАН. Сер. Географическая. – 1997.- №6. – С. 8 – 15.
  8. Кочуров, Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие / Б.И. Кочуров. – М.-Смоленск: Манджента, 2003.
  9. Кочуров, Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории / Б.И. Кочуров. – Смоленск, 1999.
  10. Максаковский, В.П. Концепция устойчивого развития человечества / В.П. Максаковский // География в школе, 1993. - №3.- С. 14-19
  11. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / Под ред. Н.Ф. Гладзовского. – М.: Изд-во КМН, 2002.
  12. Экологические проблемы и их изучение в школе / Н.Ф. Винокурова, А.А. Касьян, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1997.
  13. Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, В.М. Смирновой. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.
  14. Я в городском ландшафте: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.