Тема: Семь шагов в мир экономики. Символы. Знаки.
Цели:
- Ознакомить учащихся с различными типами вывесок (предметы, слова), с их назначением. Углубить знания учащихся о символах и знаках.
- Научить «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов. Развивать познавательную активность.
- Выяснить, где можно получить необходимое или желаемое. Развивать умение сотрудничать.
- Воспитывать доброжелательность, уверенность, самостоятельность в выборе решений.
Оборудование: план, плакат, набор мини-планов, набор из 10 карточек-символов, набор наклеек.
Ход урока
I. Орг. часть. Стихотворение.
- Что такое «экос»?
Что такое «номос»?
Все просто и понятно:
«Экос» - дом, хозяйство,
«Номос» - Правило, закон.
Это – экономика –
Нужная наука.
Ведению хозяйства
Учит нас с тобой.
II. Класс выполняет тест в качестве проверки домашнего задания.
Задание. Назови одним словом и выбери правильный ответ.
- Группа живущих вместе близких родственников – семья. (на рис. – член семьи – девочка)
- Все, что необходимо иметь каждому человеку и без чего нельзя обойтись – надо. (на рис. укажите – надо!) (еда, одежда, жилье).
- Все, что хотелось бы иметь каждому человеку, но без чего можно обойтись – хочу. (на рис. укажите – хочу!) (Желаемых предметов больше, чем необходимых).
- Может ли человек самостоятельно обеспечить себя всем, в чем нуждается или что хотел бы иметь?
- Где семьи могут получить все, что они должны иметь или хотят иметь? (на рис. – «Где купить молоко?») (В магазине «Продукты».)
- А как найти магазин? (Нужно читать вывески и знать символы).
- Где используются символы и условные обозначения? (В плане).
- Что такое план? (План – чертеж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность).
- Как «читать» план? (Надо знать символы и условные обозначения).
III. Исследование.
Ситуация 1. Приложение 2, приложение 2-1
Вы попали в средневековый город. (мини-выступление гр. ребят)
Как непривычно все вокруг: на домах висят какие-то сапоги, бублики, рубахи.
- Как вы думаете, для чего жители города повесили эти предметы над своими дверьми? (Это вывески. В то далекое время не все умели читать и писать. И вот для того, чтобы люди в городе могли свободно ориентироваться, и были придуманы такие простые, понятные всем вывески).
Ситуация 2. Приложение 3
Вы в современном городе. (Чтение стихотворения Г. Горбовского «Городские вывески»)
- А какие вывески мы видим чаще всего в современных городах?
Ты идешь по тротуару,
Ты глядишь по сторонам,
Ты читаешь «Хозтовары» -
Утюги и мыло там.
Ярко буквами белея,
Чуть левее – «Бакалея»,
Кукуруза там, рожки
И мука на пирожки.
Ты идешь по тротуару,
И читаешь, как стихи:
«Канцелярские товары»,
«Ноты», «Галстуки», «Духи».
Для тебя прогулка эта
Интересна, как газета.
Стали улицы – кварталы
Для тебя читальным залом.
Ситуация 3. Вы водитель автомобиля.
- Как вам ориентироваться на местности?
Знать дорожные знаки и знаки сервиса.
Игра «Угадай знак»
ВЫВОД: Для чего нужны вывески предметы, вывески слова, дорожные знаки и знаки сервиса? Чтобы человек свободно ориентировался в незнакомой местности, чувствовал себя уверенно. (Экономия времени, чтобы быстро найти нужное.)
IV. Проблемно-игровая ситуация для гостей.
- Уважаемые гости! В городе Волжске есть детско-образовательные учреждения. Как вы сможете найти, например, художественную школу (или спортивную школу, или музыкальную школу)? (чтение символов, знаков)
РЕЕСТР - опись, письменный перечень
БАЛКАЛЕЯ - сухие съестные товары (чай, сахар, кофе, мука, крупа, перец)
ГАСТРОНОМ – знаток и любитель вкусной еды.
ГАСТРОНОМ – магазин «пищевые продукты».
ГЛАШАТЫЙ – лицо, объявляющее народу официальные известия.
СЮТ – станция юных техников
ДМШ – детская музыкальная школа
ДХШ – детская художественная школа
ДТЮ - дом творчества юных
Защита символов. Игра «Угадайте!» (Дети показывают – взрослые отгадывают)
Творческое задание по группам.
Показ и защита символов: школа, Художественная школа, спортивная школа, музыкальная школа.
V. Физкультпауза.
Представьте, что вы находитесь в музыкальной школе (исполнение детьми музыкального произведения на флейтах)
VI. Практическая работа. Работа с планом. Чтение символов.
1. Учитель просит ребят закрыть глаза и открывает план.
- Что это? (План).
- Зачем он нужен? (В планах используются символы или условные обозначения реальных мест и зданий, которые помогают понять, что находится в определенной местности, где можно найти то, что необходимо или хотелось бы получить людям).
2. Работа с планом.
Чтение «ключевых слов» в нижнем углу плана, Разъяснение значений символов.
- Покажите на плане:
- Отделение милиции
- Больницу
- Пожарную станцию
- Школу
- Библиотеку
- Жилой дом
- В какое из этих зданий люди ходят, потому что хотят, а в какое потому что нужно?
3. Работа с карточками символами.
- Что изображено на карточке?
- Что обозначает это символ?
Подойти к плану и расположить на нем карточку.
Продолжить упражнение с символами:
- Банк
- Магазин «Цветы»
- Гастроном Прачечная Киоск «Мороженое»
- Булочная-кондитерская
- Стация техобслуживания
- Парикмахерская
- Магазин «Одежда»
- Игровая площадка
ВЫВОД: Чему мы научились? (Читать символы, узнавать реальные объекты, куда люди ходят, потому что хотят или потому что нужно).
VII. Индивидуальная работа. Закрепление.
Работа с мини-планами и наборами из 10 наклеек. Складывание заготовок зданий и бумаги.
Взрослые и дети приступают к работе одновременно по сигналу колокольчика.
Объяснение:
- Уважаемые взрослые! Сложите, пожалуйста, заготовки зданий для нашего города.
- Дети! Сейчас каждый из вас сделает свой план. Не спешите, обдумайте, где лучше всего расположить здания, изображенные на наклейках.
На выполнение задания – 5 мин.
Проверка: 1-2 ученика выборочно «читают» свой план. Взрослые показывают макеты зданий.
VIII. Подведение итогов.
Вариант А.
- Понравился ли план?
- Хотели бы вы жить в месте, изображенном на плане?
- Все ли есть необходимое на плане?
- Что можно добавить, чтобы сделать место в плане еще более удобным?
Чтение условных обозначений и символов.
Вариант В.
Попросить ребят прикрепить символы к зданиям детских образовательных учреждений: ДМШ, ДХШ, ДСШ, школа.
Назвать адреса:
- СОШ №4 – ул. Учительская, 4
- СЮТ – ул. Кирова
- ДМШ – ул. Зеленая
- ДТЮ - ул. Мира
- ДХШ – ул. Щербакова
Итог
- Чему мы научились? («Читать» символы)
- Для чего нужны
- вывески?
- условные обозначения?
- символы?
Учитель. Изучили условное обозначения, составили реестр символов, используемых в планах, научились «читать» их.
IX. Домашнее задание.
Нарисовать символы в плане.
Список литературы
- «Достижения молодых». Методическое руководство для учителей и консультантов. Наши семьи. М., 2004.
- В.Никифоров. Субботнее путешествие или урок экономики. Новосибирское книжное издательство, 1986.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.Н., Сорокина Г.И.. Детская риторика. В рассказах и рисунках. 1 класс, часть 1.