«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский
Учебник «Букварь»
Тема: Заглавная буква М
Цели:
- формировать навыки чтения, ознакомить с правописанием имен собственных, фамилий, географических названий, развивать интерес к чтению, обогащать словарный запас школьников;
- развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать чувство доброты, милосердия, взаимовыручки, любовь к Родине.
Оборудование: иллюстрации (мышонок Мыша, медвеженок Миша, девочки Марина, Мила, мальчики Марк, Максим, гномик Томми с тележкой, кошка Мурка, коза Машка, корова Марта, «Красная площадь-главная площадь в Москве»); словарные слова, портреты поэтов Маршака, Михалкова, Маяковского, Мориц.
Ход урока
I. Орг. Момент
II. Повторение
Работа с азбукой. Чтение алфавита. Повторение гласных звуков. Чем отличаются звуки от букв?
III. Сообщение темы урока
Сегодня мы с вами будем знакомиться с большой буквой М. А знаете кто принес нам эту букву? Знакомьтесь – это мышонок Мыша и медвежонок Миша. Кто знает, почему слова Мыша и Миша напечатаны с большой буквы?
IV. Постановка и решение проблемной ситуации
А посмотрите кто это? (изображения коровы, козы, кошки)
И они настаивают, что тоже принесли большую буквы М. Это возможно? Объясните. (Под картинками появляются слова «корова Марта, кошка Мурка, коза Машка»)
Про медвежонка Мишу и мышонка Мышу Г. Юдин написал сказку «Поэты». Послушайте и подумайте, кто такие поэты, какие имена в этой сказке вы услышите.
«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…
- Малины! - заорал Миша.
- Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.
- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…
- Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»
Беседа.
Какие имена вы встретила в этой сказке?
Кто такие поэты?
Хороший ли поэт Миша?
Кто лучше всех на свете?
Какие грибы нельзя есть?
Кого мышонок назвал доктором леса?
Работа по развитию речи.
А давайте мы с вами попробуем посочинять. Подскажите мне словечко в рифму.
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...
(мышка)Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…Каждый тут в лесу талант
И певец, и…
Каких поэтов вы знаете? (на доске появляются портреты и фамилии Михалкова, Маршака, Маяковского, Мориц) Учитель обращает внимание на написание фамилий поэтов. Учащиеся читают небольшие отрывки стихотворений поэтов.
Работа с учебником.
Чтение столбиков слов в «Букваре».
Прочитайте самые длинные имена. Объясните.
Прочитайте имена, состоящие из одного слога, двух слогов. Как определить, сколько в слове слогов?
Игра (на доске изображения девочек и мальчиков, буквы вразброс).
Составьте из букв имена девочек и мальчиков.
Физ. минутка
Работа с учебником (продолжение)
Чтение слов третьего столбика.
Угадайте, что это упругая нить из металла или капрона, которая натягивается на музыкальных инструментах. Что это? (струна)
Где вы могли видеть струны?
В слове «струна» замените гласную «У» на гласную «А». Прочитайте получившееся слово.
Как называется страна, в которой вы живете?
Какой город считается самым главным в нашей стране? Хотите побывать в Москве? (на доске появляется репродукция Красной площади и другие фотографии Москвы)
Развитие речи.
Составьте с данными словами предложение.
(На доске слова «Столица», «Москва», «России» и «большой, Москва, город, красивый»).
Совершенствование навыков чтения.
Чтение текста о гноме Томми.
Беседа по тексту.
Что мы уже знаем об этом гноме?
Кто написал стихотворение об этом гноме?
Чтение стихотворение Юнны Мориц наизусть.
Зарядка с гномом.
Игры с Томми.
В тележке у гнома буквы, из которых ребята должны составить имена.
Произнесите имена ласково.
Гном рассказывает старинные дразнилки.
А у Мити на носу кошки ели колбасу.
Мариночка-пышка на улицу вышла,
На пенёчек села, пирожочек съела.
Подведение итогов урока.
- Какие слова пишутся с большой буквы?
Назови имена, которые начинаются с буквы «М», придумай клички животным: собаке, кошке, корове, козе - на букву «М».
Вспомни фамилии детских поэтов, которые начинаются на букву «М».
Назови города, реки, которые начинаются на «М». - Придумай предложения,первое слово которого начинается на букву «М» (Например: Мама мыла раму.)