Одним из важнейших факторов формирования и
развития личности ребенка является окружающая
среда – среда, в которой ребенок живет,
занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на
ребенка через органы чувств, она без слов и
назиданий формирует представления о красоте,
вкус, ценностные ориентиры. Непосредственно,
постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на
их эмоции и настроение.
Построение предметно-развивающей среды нашего
образовательного учреждения начальная школа –
детский сад «Золотая рыбка» направленно
эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному и
эстетическому развитию детей дошкольного и
младшего школьного возраста, сохранению
индивидуальности каждого ребенка.
Все компоненты образовательной среды нашего
учреждения связаны между собой по содержанию,
масштабу, художественному решению. Она включает
в себя разнообразие предметов, объектов
социальной действительности и выполняет, прежде
всего, информативную функцию – каждый предмет
несет определенные сведения об окружающем мире,
становится средством передачи социального
опыта.
В групповых помещениях используются принципы
открытости и функционального зонирования –
это создание небольших пространств,
организованных в соответствии с определенной
деятельностью детей. Ограничение в виде
зонирования образует предметные пространства,
доступные для визуального и деятельностного
освоения ребенком среды, а также обеспечивает
приватное пребывание дошкольника в группе.
Особое значение придается созданию условий для
развития сюжетно-ролевых, самостоятельных,
театрализованных игр.
Целостная среда включает в себя мини-среды.
Организуя их, мы используем все пространство
образовательного учреждения: лестничные
пролеты, свободные комнаты и помещения.
Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов
оформления комнат, холла и коридоров
образовательного учреждения.
Музей А.С. Пушкина
Работа педагогического коллектива нашего
учреждения направлена на воспитание
культурного, творческого гражданина, способного
воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и
жизни социума принципы добра и красоты. Поэтому
важно, именно, в период дошкольного возраста
сформировать вокруг ребенка одухотворенную
среду.
Музей А.С. Пушкина – это поэтическая гостиная, в
основной фонд которой вошли уникальные
экспонаты: копии рукописей поэта, фотокопии,
путеводители по пушкинским местам, а также
портреты, книги, альбомы, рисунки. Интерактивный
фонд представлен множеством атрибутов к сказкам
А.С.Пушкина, которые можно использовать в
театрализованной деятельности. Знакомство с
произведениями писателя всегда проходит как
праздник не только для детей и воспитателей, но и
для родителей.
Среда гостиной позволяет детям постичь дух
времени, в котором жил поэт, художественно
обыгрывать сказки писателя что, несомненно,
оказывает большое воздействие на
духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Гончарная мастерская
Мастерская представлена в виде
художественно-творческого комплекса,
выступающего как пространство
жизнедеятельности детей, обеспечивающее
максимальные возможности развития детского
творчества. Народное искусство обладает
огромной силой эмоционального воздействия,
является хорошей основой для формирования
духовного мира ребенка. Оно образно, красочно,
оригинально по своему замыслу, доступно детскому
восприятию, так как несет в себе понятное
содержание.
Особым видом народного творчества является
глиняная игрушка. Она привлекает детей своими
простыми формами, вызывает интерес к сказочным
образам. Красивая по цвету и веселая, она
вызывает чувство радости, восхищения, желание
эту красоту сделать своими руками. Поэтому в
нашем учреждении организована Гончарная
мастерская, целью которой является: расширение
представлений о многообразии изделий народного
декоративно-прикладного искусства, развитие
мелкой моторики руки. Интерьер мастерской
оформляется детьми по временам года. Это и
запорошенная снегом дымковская деревня, и
веселая весенняя ярмарка свистулек. Вязкая
глина, гончарный станок, обжиг игрушек в печи –
все это позволяет ребенку почувствовать себя
настоящим мастером своего дела и способствует
воспитанию уважительного отношения к труду
народных мастеров, гордости за мастерство
русского народа.
Красочный мир народного искусства представлен в
мастерской подлинными образцами глиняной
игрушки: филимоновской, дымковской,
каргапольской.
Центр «Мой родной край»
Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир
природы с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Яркие впечатления о
родной природе, полученные в детстве, часто
оставляют неизгладимый след, а иногда определяют
интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Окружающая природа представляет большие
возможности для разнообразной деятельности
детей, формирования у них гуманного отношения к
представителям животного и растительного мира.
Изучение природного окружения, формирование
основ экологической культуры человека – одно из
важных направлений нашего учреждения. Эта работа
осуществляется ежедневно, кропотливо и
последовательно. Стремясь компенсировать нашим
воспитанникам вынужденную удаленность от мира
природы, мы создали в здании детского сада
центр «Мой родной край». Пространство холла
представляет собой четыре времени года: Зима,
Весна, Лето, Осень. Каждая модель содержит
региональный ландшафт с растениями и животными
Севера. Здесь у ребят есть возможность
оперировать предметами окружающего мира:
рассматривать их, сравнивать, классифицировать,
знакомиться с богатствами Северного края:
многообразием растительного и животного мира
тундры и тайги, полезными ископаемыми, а также с
бытом и культурой коренных народов Севера.
Центр «Все профессии нужны, все профессии важны»
Атрибуты и пособия среды расширяют
представления детей о людях разных профессий, о
значении их труда для общества. Рассказывают о
том, что человек должен творчески относиться к
любому делу, проявлять выдумку,
самостоятельность, интерес к выполняемой работе.
В ходе игр и занятий у детей складывается
целостное представление о профессиях: о
трудовых действиях людей, об орудиях труда,
об условиях, в которых он осуществляется, о
его связях с трудом других людей, о продукте,
получаемом в результате труда.
Дети проявляют большой интерес к труду своих
родителей на производстве. В центре представлены
атрибуты и игрушки шестнадцати наиболее
распространенных в нашем регионе профессий, что
позволяет разворачивать интересные и
увлекательные сюжеты игр.
Космический центр
Можно ли полететь на Луну в повседневной одежде? Что необходимо надеть для космического путешествия? Человека во все времена завораживали ночное небо, звезды, рассказы о планетах и мечты о неведомом. Атрибуты и предметы космической мини-среды удовлетворяют потребности детей в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать и изобретать. Костюмы, сделанные совместно с детьми и родителями, позволяет ребенку самостоятельно принимать образ космонавта, инопланетянина или участника космического путешествия. Здесь также представлены разные макеты ландшафтов, глобусов, макет действующего вулкана, материалы для проведения опытов и экспериментов. В увлекательной форме дети знакомятся с планетами Солнечной системы и созвездиями.
Центр «Дорога и я».
Мы живем в сложное, неспокойное время. Самая обычная ситуация может стать опасной, если не знать правил поведения на улице или в транспорте. Поэтому необходимо научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. В центре «Дорога и я» созданы условия для работы по обучению правилам дорожного движения, оказанию первой помощи пострадавшему. Красочные костюмы милиционеров и участников дорожного движения, а так же модули машин, домов и дорожных знаков помогают детям изучать строгие законы улиц и дорог в занимательной игровой форме.
Вся предметно-развивающая среда нашего
учреждения эстетически организованна, отвечает
санитарно-гигиеническим требованиям и
требованиям безопасности. Она разнообразна,
сменяема, динамична, доступна и вариативна.
Включает разнообразные компоненты, что
позволяет детям свободно заниматься разными
видами деятельности и взаимодействовать друг с
другом. Педагогический коллектив детского сада
находится в постоянном творческом поиске.
Периодически преобразовывает и обновляет среду
с учетом специфики детского восприятия, тем
самым побуждает детей к творческой и
познавательной активности.
Особая роль в создании предметной среды
принадлежит родителям. Они являются и
потребителями услуг, и нашими заинтересованными
партнерами в деле воспитания, обучения и
развития детей.
Гармоничная предметно-развивающая среда
способствует успешному формированию личности
ребенка, дает ему возможность удовлетворять свои
интересы, проявлять присущую ему от природы
любознательность и позволяет нашим
воспитанникам успешно адаптироваться в
современном мире.