Решение задач с помощью систем уравнений (9-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 9


Тема: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Цели:

  • Образовательный:  обобщение знаний учеников о способах решения систем уравнений; изучить способы  решения задач с помощью систем уравнений второй степени;
  • Развивающий: закрепление математических  навыков, расширение знаний об окружающем мире;
  • Воспитательный: воспитывать познавательный интерес к математике с использованием ИКТ.

 Оборудование: компьютер, проекционный аппарат, презентация

ХОД УРОКА

I. Актуализация

Учитель:

1. Здравствуйте ребята. Добрый день. Начинаем урок. Сегодня мы будем повторять пройденный материал, и научимся решать текстовые задачи с помощью систем уравнений второй степени;
А теперь проверим домашнее задание. (Проверка домашнего задания)

2. Устная разминка. (Можно провести быстрый математический диктант)

а) В какой четверти координатной плоскости лежат данные точки? Правильно расположите их на макете. А(3;7); В(– 5; 4); С(– 3;– 6);  Д(1;– 6). (На доске один ученик показывает правильный ответ)

б)  Пара чисел (1; 0) является решением какого-либо из указанных уравнений?

х2 + у = 1;      ху + 3 = х;     у(х + 2) = 0;

в) Какая из указанных ниже ответов является решением уравнения 3х2 – 5 х = 0?

а) х1 = 0; х2 = – 5/3   б) х1 = 0; х2 = 5/3      в) х1 = 0; х2 = – 3/5   г) х1 = 0; х2 = 3/5

г) Выразите у через х  (Отметить соответствующую формулу)

1) ху = 4;         2) 3х – у = 1;  3) 4х – 2у = 6;  4) х2 + у – 5 = 0.
а) у = 5 – х2;    б) у = 3х – 1;   в) у = 4/х ;       г) у = 2х – 3.  

II. Объяснение нового  материала

(I слайд)

Учитель: А теперь давайте вспомним алгоритм решения задач с помощью уравнения.
(Ответы учеников проверяются на экране) (II слайд)
Учитель:  Я задаю вам одну задачу. (III слайд)
Прямоугольный садовый участок площадью 2400 м2 огорожен забором длиной 200 м. Найти длину и ширину заданного участка.
Как будем решать задачу? (Ответы учеников)
Учитель:  Да, правильно, для решения этой задачи нам  нужно составить систему уравнений  второй степени и решить её.  И так  мы сегодня с вами  научимся решать задачи с применением систем уравнений второй степени.
Рассмотрим решение данной задачи.  (IV слайд)
Учитель:  А теперь я предлагаю вам три задачи  для самостоятельного решения. (V – VI слайды). (Когда ученики решат разноуровневые задачи, на  экране можно показать ответы)
Учитель: Ребята, во время летних каникул вы работали в поле? Некоторые из вас работали помощниками комбайнёра?  (Ответы учеников) Следующая задача именно для вас. Давайте прочитаем. (VII слайд). Первый комбайнер может собрать урожай с заданного участка на 24 часа быстрее второго комбайнера. Два комбайнера, работая вместе, могут собрать урожай за 35 часов. За сколько часов могут собрать урожай каждый комбайнер с данного поля, работая отдельно?
(Используя  алгоритм решения  задач, с помощью учителя,  учащиеся составляют систему уравнений и решают самостоятельно)

Физкультминутка

III. Закрепление изученных навыков

Учитель:  Ребята, а теперь попробем решить задачи самостоятельно. (VIII  слайд)  (Одна задача взята из сборника задач для подготовки к экзаменам, а другая  олимпиадная задача).
Учитель: А теперь с помощью теста проверим насколько мы усвоили материал данного урока. (IX слайд) (С целью подготовки к ЕГЭ, закрепляются навыки выполнения теста. Правильные ответы выводятся на экран, учащиеся оценивают себя самостоятельно)

IV. Домашнее задание: № 274  № 281.

V. Заключение

Учитель: Ребята, а теперь давайте вспомним и повторим материал сегодняшнего урока.
– Алгоритм решения системы уравнений второй степени?
– Способы решения систем уравнений второй степени?
– А теперь продолжите заданные предложения X слайд.
– Я сегодня повторил (а)...
– Мне сегодня понравилось...
– Сегодня я научился (ась)...
– На этом урок окончен. До свидания ребята.

Приложение 1компьютерная презентация .