Повторительно-обобщающий урок по теме "Делимость натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать  знания и умения учащихся о признаках делимости; простых и составных числах; нахождении НОД и НОК;
  • Развивать творческую активность учащихся и способности;
  • Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся при работе с информационными технологиями.

 

Оборудование: интерактивная доска StarBoard

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(На интерактивной доске  страница заметок  №1. Учитель объявляет цели урока, объясняет учащимся чем будут заниматься на уроке)
Сегодня на уроке мы повторим темы «Признаки делимости», «Простые и   составные числа», «Взаимно-простые числа», будем раскладывать числа на простые множители, находить НОД и НОК.

Страница заметок № 1

2. Повторение теоретического материала

(На интерактивной доске страница заметок №2  с вопросами)

Страница заметок № 2

Вопросы закрыты шторкой. Учитель открывает по одному вопросу, учащиеся отвечают на него.

  1. Сформулируйте признаки делимости на 2,3,5, 10;
  2. Простые числа;
  3. Взаимно-простые числа;
  4. Как найти НОД;
  5. Как наитии НОК.

3. Выполнение заданий в тетради и на интерактивной доске

Задание 1

Страница заметок № 3

На интерактивной доске записаны числа: 336; 985; 873; 378; 560; 324; 981; 2298; 1130; 459; 675.

Из этих чисел, выберете числа, которые:

Делятся на 2: 336;378; 560;324; 2298; 1130.
Делятся на 5: 985; 560;1130; 675.
Делятся на 10: 560; 1130.
Делятся на 3: 336; 873; 378; 324; 981; 2298; 459; 675.
Делятся на 9: 873; 378; 324; 981; 459; 675.

Первый учащийся  у доски выбирает и переносит при  помощи выделения и карандаша числа, которые делятся на 2.
Второй учащийся  у доски выбирает и переносит при  помощи выделения, карандаша и клонирования, числа которые делятся на 5.
Третий учащийся у доски выбирает и переносит при  помощи выделения, карандаша и клонирования, числа которые делятся на 10.
Четвертый учащийся у доски выбирает и переносит при  помощи выделения, карандаша и клонирования, числа которые делятся на 3.
Пятый учащийся у доски выбирает и переносит при  помощи выделения, карандаша и клонирования, числа которые делятся на 9.
Все учащиеся выполняют это задание в тетради.

Задание 2

Страница заметок № 4

На интерактивной доске записаны числа: 43; 393; 363; 21; 1; 125; 7; 673; 941; 459; 13.

Из этих чисел:
Выберите простые числа: 43; 7; 673; 941; 13.
Выберите составные числа:  393; 363; 21; 125; 459.
А число «1» к каким числам относится? (ни к каким)
Учащийся у доски выбирает простые и составные числа. С помощью выделения и карандаша переносит эти числа к простым и составным.
Все остальные выполняют в тетради.

Задание 3

Страница заметок № 5

На доске записано число 920.
Разложите это число на простые множители.
Учащийся на интерактивной доске записывает разложение при помощи карандаша, выбирая цвет.

920
460
230
115
23
2
2
2
5
23

920 = 2 * 2 * 2 * 5 * 23

Все учащиеся выполняют задание в тетради

Задание 4

Страница заметок № 6

Разложите на простые множители число 2484 (на доске записано разложение  этого числа на простые множители и закрыто шторкой).

2484 = 2 * 2 * 3 * 3 * 3 * 23

Учащиеся выполняют в тетради самостоятельно. Затем учитель открывает шторку и учащиеся проверяют свое решение по доске.

Задание 5

Страница заметок  № 7

Найдите:  НОД (48; 22) и НОД (11; 121)
Учащийся выполняет нахождение НОД у доски. Записывая решение на доске при помощи карандаша.
Все остальные учащиеся выполняют в тетради.
НОД (48;22) = 2                 НОД (11; 121) = 11

Задание 6

Страница заметок  № 8

Найдите: НОК(88;66) и НОК(13;11)
Учащийся выполняет нахождение НОК у доски. Записывая решение на доске при помощи карандаша.
Все остальные в тетради.
НОК(88;66) = 264                НОК(13;11) = 143

4. Историческая справка

Делимость натуральных чисел интересовала математиков уже в глубокой древности.  Над этой темой работали многие ученые. Мы сейчас с вами посмотрим презентацию о двух великих математиках.
Эту презентацию подготовила ученица 5 Б класса Гамова Виктория.

Страница заметок № 9

Страница заметок № 10

Ученица показывает презентацию вставленную учителем в интерактивный урок о ученом Л. Эйлере и П. Л. Чебышеве.

5. Итог урока

– Какие темы мы с вами повторили на этом уроке?
– Что именно привлекло ваше внимание на данном уроке?

Учитель объявляет отметки  учащимся за:

  • Задание, где надо было выбрать числа, которые делятся на 2, 5, 10 3, 9 применяя признаки делимости;
  • Задание, где надо было выбрать простые и составные числа;
  • Задание, где надо разложить 920 на простые множители;
  • Задание, где нужно найти   НОД (48; 22) и НОД (11; 121)
  • Задание, где нужно найти НОК(88;66) и НОК(13;11);
  • За презентацию «О великих математиках»

6. Домашнее задание

№ 664
Для участия в эстафете нужно разделить 36 девочек и 24 мальчика на команды с одинаковым числом участников, состоящие только из мальчиков или только из девочек. Какое наибольшее число человек может быть в каждой команде? Сколько команд получится?
№ 678
Ученица нашла НОК (33. 198) и получила 99. Не проверяя вычислений, учитель определил, что была допущена ошибка. Как это он сделал?
№  681
Убедитесь, что НОД (36,24) . НОК (36, 24) = 36 . 24