Занятие по психологии "На острове Радости и Успеха"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: cоздание условий для повышения мотивации успешности подростков.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков конструктивного общения;
  • создать условия для оценки успешности своей деятельности;
  • отработать навыки успешного  поведения;

Оборудование: муз.сопровождение, карта «Острова», цитаты, маркеры, карандаши, карточки, ленточки, сердечки и т.д.

Цитаты:

  1. Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех. (Стендаль)
  2. Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать. (У. Брайн)
  3. Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужное расположение к другим. (Р.Эмерсон)
  4. Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно. (Г. Горо)
  5. Ничто так не мешает успеху, как самоуверенность. (Багни)
  6. Самая главная формула успеха – знания, как обращаться с людьми. (Т. Рузвельт)
  7. Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть. (Русская пословица)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово (муз.сопровождение)

Ведущий: Добрый день, уважаемые  ребята, педагоги и гости! Мы очень рады видеть вас здесь сегодня. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого кабинета и вместе с ребятами постарайтесь отдохнуть. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого!
И в этот замечательный осенний день мы приглашаем вас, побывать, вместе с нами на острове радости и успеха.

Цель нашего путешествия:

  • путешествуя, по островам  мы, вспомним, как нужно уметь управлять своими чувствами и эмоциями
  • будем оценивать свои поступки и действия
  • и при этом создавать ситуации успеха

Итак, начинаем наше путешествие, и я попрошу экипаж занять место на корабле. Прежде чем отправиться в плавание мы должны создать дружную, сплоченную команду, которая будет стремиться достичь гармонии во всем и получить от выполненных заданий радость и успех. И я предлагаю вам поприветствовать членов экипажа.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: эмоциональный настрой на работу и принятие друг друга.

Инструкция: Я рада вас (тебя) видеть…

Дети приветствуют  педагогов, а они их.

Ведущий: да очень приятно было смотреть, как вы приветствуете, друг друга и КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ. Для того, чтобы наше путешествие было удачным нам необходимо обсудить и принять правила, по которым будет работать наш экипаж во время плавания.

2. Упражнение «Законы экипажа»

Цель: разработка правил работы в группе.

Любое путешествие будет удачным, если каждый участник будет соблюдать законы экипажа, так как мы – один экипаж, и нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом (разработка правил работы в группе).

Правила:

  • Каждый из нас имеет возможность высказаться
  • Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других
  • Один говорит, другие слушают
  • Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе
  • Правило поднятой руки
  • Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве
  • Храним чужие секреты – конфиденциальность.

Прежде чем отправиться в наше путешествие, нам хотелось бы узнать, что для каждого члена экипажа является радостью, а что успехом.

3. Упражнение «Закончите предложение…»

Цель: оценить свои чувства.

Инструкция: закончите предложения, передавая из рук в руки корабль и ракушку (в одну сторону корабль, в другую ракушку и говорят через одного)

  • Я радуюсь, когда…
  • Быть успешным, значит…

Ведущий: Ну что ж наше плавание начинается…и  цель путешествия  – остров Радости и Успеха. А сейчас я предлагаю  на мгновение закрыть глаза, представить, что мы отплываем в путешествие и на нашем пути первый встречается (участникам взяться за руки и отправиться в плавание и первый причал, который встретится на нашем  пути) островок  «Мечты». Вот и приплыли на первый остров. Все мы хотим добиться успеха, но каждый из нас выбирает разный путь для его достижения, потому что каждый из вас имеет одни качества, которых нет у других и наоборот.

4. Упражнение «Выбор качеств»

Перед вами список качеств, и вам необходимо выбрать какие качества личности могут помешать, вам добиться успеха, а какие бы вы взяли с собой на остров Радости и успеха.

На опорном конспекте написаны качества:

  • Агрессивность
  • Аккуратность
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Выдержка
  • Ворчливость
  • Доброта
  • Жадность
  • Капризность
  • Лживость
  • Леность
  • Любознательность
  • Смелость
  • Храбрость
  • Честность
  • Шутливость
  • Небрежность
  • Грубость
  • Неряшливость
  • Неуверенность в себе

Скажите, пожалуйста, а чем мешает такое  качество, как, например, неуверенность в себе, ворчливость и т.д. Хорошо, спасибо с данным  заданием вы справились замечательно, и мы продолжаем наше плавание и приплываем на следующий причал  островок «Надежды».

Висят названия «Успешный человек это…»

5. Упражнение «Качества»

Цель: умение находить правильные ответы.

Инструкция: Вам необходимо выбрать правильные ответы и прикрепить к вопросам:

  • «Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле». (Терпеливый)
  • «Человек, умеющий сказать ласковые добрые слова». (Ласковый)
  • «Человек, неспособный к низким, дурным поступкам» (Порядочный)
  • « Человек, который всегда действует честно, по правилам». (Справедливый)
  • «Человек, любящий трудиться». (Трудолюбивый)
  • « Человек, всегда готовый помочь». (Отзывчивый)
  • «Человек, который знает свои недостатки». (Самокритичный)
  • «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный)
  • «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый)

Поработав и выполнив ряд заданий, мы с вами и подплыли  к нашему волшебному острову. И на островке чувств   нас ждет море радости и успеха.

6. Упражнение «Островок чувств»

Цель: уточнение собственных чувств и эмоций.

Инструкция: разделитесь на две группы: актеры и художники.

Актеры по-очереди подойдут к своему столу и вытянут цветную полоску, на которой написаны идеи движений. У каждого актера свой художник. 

  • Тебе грустно, твой друг уехал
  • Учитель пришел на урок за 10 минут до окончания урока
  • Тебе не справедливо выставили отметку
  •  Чувствуешь радость, от приятной встречи
  • Ты влюбился
  • Учитель пришел в школу не готовым к проведению урока
  • Плохое поведение в школе
  • Рад встрече друзей
  • Учитель обнаружил на стуле кнопку

Выразите эти идеи своим танцем или танцевальными движениями, мимикой лица при этом используйте любые аксессуары: шляпа, очки, губная помада, бусы и др.
Художники наблюдают за движениями своего танцора и подбирают цвет краски, которая отразит, по их мнению, характер этих движений (черная, серая, красная, желтая, синяя и другие).

Шеринг: Как чувствовали себя при выполнении данного упражнения.

7. Беседа «Эмоции в жизни человека»

Упражнения, которые мы с вами выполняем, говорят нам об эмоции.

  • Эмоции – это выражение состояния, настроения…
  • Как вы думаете, всегда ли можно выражать свои эмоции?
  • Назовите ситуации, когда вы считаете неуместным проявлять свою радость. (Болезнь друга – заботиться, сопереживать; неудача в учебе у друга – помочь; упал на улице или стало плохо после прививки – пожалеть, оказать помощь, поддержать)
    Назовите эмоции, которые могут возникнуть в данной ситуации, и объясните, будете ли вы эти эмоции проявлять.
  • Вы гость – на вас случайно падает кусочек торта, проливается горячий чай…
  • Вы ждете автобуса – проезжающая машина забрызгала ваши джинсы и куртку…
  • Вы ждете хороших результатов от контрольной работы – получаете «2»
  • Педагог, проведя контрольную работу, обнаружил, что класс не усвоил данную тему и все получили  двойки
  • Придя на урок, учитель обнаружил отсутствие класса.
  • Дискотека – вам хочется надеть что-то новое, но вещи в вашем гардеробе вас не радуют

Вы правильно определили характер эмоционального реагирования, но не смогли совладать с напором возникших чувств…Именно умение управлять своими эмоциями характерно для человека сильной воли, выдержанного, уравновешенного… Такой человек всеми любим и всем приятен.
Может ли человек быть радостным,  не добившись  успехов?
Успех – этот результат каких-то действий. Чем больше успех, тем больше радости. Успех вызывает радость. Радость – это состояние души.

Ведущий: А сейчас мы с вами отправимся на островок мечтаний.

8. Релаксация «Пять этажей»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Представьте себе, что вы стоите перед дверью лифта. Вы нажимаете на кнопку и вызываете лифт. Дверь открывается, и вы в него заходите. Рядом с кнопками вы обнаруживаете пять табличек. На первой из них написано «Классная комната» (это наш класс); на второй – «Чудесное спокойное место»; на третьей – «Бухта радости»; на четвертой «Потрясающее приключение»; на пятой «Встреча с другом, которого вы давно не видели». Выберите этаж, на который вам больше всего
хочется попасть, и нажмите кнопку. Следите за тем, как медленно закрываются двери лифта, постарайтесь ощутить, как лифт медленно едет к выбранному вами этажу. Вот вы и приехали, дверь медленно открывается… делайте, то что вам хочется делать. У вас есть около минуты, но в вашем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени, и вы многое можете почувствовать…
Теперь пришло время возвращаться на первый этаж, в «Классную комнату»…
Зайдите в кабину, нажмите кнопку, смотрите, как закрывается дверь, почувствуйте, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверь откроется, откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь. И вот вы снова здесь, бодрые и веселые.

Шеринг: Как чувствуете себя после такого путешествия? На каком этаже вам больше всего захотелось побыть и почему?

9. Упражнение «Рисунок радости»

Цель: эмоциональное сближение участников группы.

Инструкция: «Используя краски, нарисуем все вместе картину радости. Один участник начинает, второй продолжает, а по окончанию дадим ей название».

Шеринг: Как себя чувствовали, и было ли желание выполнять данное задание.

Ведущий: Сейчас мы подплыли к островку «Желаний». И на этом островке необходимо пожелать друг другу все, что вы захотите, и на память завяжите ленточку радости и успеха.

(Возьмите ленточки и сделайте приятное  друг другу).

10. Упражнение «Ленточка радости»

Цель: эмоционально сблизить участников.

– Вот и подходит, к концу наше путешествие и  хотелось бы узнать, с каким настроением вы покидает наш остров. 

11. Упражнение «Сердце»

Цель: повышение самооценки, привитие чувства ответственности.

Инструкция: возьмите сердечко и напишите на них свое отношение к занятию или нарисуйте ту рожицу, которая соответствует вашему настроению.
После выполнения прикрепить сердечки к большому сердцу. Ваши сердца слились воедино. Посмотрите, какое сердце у нас, вот именно это сердце хранит все прекрасное и чудесное, что  сегодня  с нами здесь происходило. И я очень рада, что вы покидаете наш остров с хорошим настроением. Ведь улыбка самый короткий путь к счастью, а значит к успеху. Подойдите  к дереву  – счастья и возьмите себе любое пожелание, и надеемся, что данное пожелание исполнится.

На дальних просторах священной земли
Деревья большие на склоне росли.
А рядом в скале из седого гранита
Природной стихией пещера пробита.
И в этой пещере в полнейшей тиши,
Хранимой под сенью сводов больших,
От ярких лучей и от жизни забот,
Уж многие годы предсказатель живет.
Я к этой пещере по звёздам пришла
И просьбу предсказателю передала:
«По жизни реке всё текут и текут наши годы,
Что ждёт человека – удачи, невзгоды?
Ты всё предскажи, познакомь нас с судьбой
И тайну нам жизни слегка приоткрой».

1. К лазурным солнечным лучам
Ведёт дорога всех,
Будь в жизни честен, смел и прям
И ждёт тебя успех

2. Надежды солнечную нить
На счастье люди ткут,
Сумеешь лучик сохранить
Удачи дни придут.

3. Добро безмерно, как вода
Без донного колодца.
Будь доброй к людям, и всегда
Добро к тебе вернётся.

4. Начнёшь с горою говорить-
Услышишь только эхо,
Не поленишься злак зарыть –
Пожнёшь зерно успеха.

5. Хватайся за каждое дело,
Чтоб сердце от радости пело!
Отзывчивым будь и спокойным,
Надёжным и дружбы достойным.

6. Взглядом трезвым и разумным
Посмотри на этот мир.
Всё увидишь по –другому,
Жизнь по- новому поймёшь.
Мир подобен океану,
Строй из добрых дел ладью,
И тогда его спокойно и легко переплывёшь.

7. Честолюбцем, к главенству способным не будь.
Будь бальзамом, а жалу подобным не будь.
Коль не хочешь, чтоб в жизни тебя обижали,
Не внушай ты дурного и злобным не будь.

8. Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер,
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

А сейчас я предлагаю сделать фотографию на острове Радости и Успеха.

Дорогие друзья! Благодарим вас за вашу искренность, открытость, за то, что вы уважаете, друг друга и дорожите, друг другом, за то, что вы были сегодня здесь — на этой встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами!» До новых встреч!!!

Приложение 1

Приложение 2