Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора.
Задачи:
- Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом;
- Учить детей рассказывать знакомые потешки;
- Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.
Предшествующая работа: разучивание с детьми потешек.
Артикуляция словаря: удаленька, спутались, колыбелька.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем входят в светелку. У входа их встречает Марьюшка: «Здравствуйте, ребятишки! Какие вы красивые и нарядные. Проходите, садитесь. Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли. Я вас к себе в гости ждала, светелку свою прибрала, сама нарядилась и Катю, доченьку свою, тоже нарядила. Вот у меня какая дочка (показывает детям куклу в красивом платье). Ребятишки, а вы, наверное, играть очень любите, да? (ответы детей). А хотите со мной и моей Катей поиграть? Катя у меня ходить научилась. Хотите вместе с ней по дорожке походить».
Марьюшка предлагает двум ребятишкам взять куклу за ручки и походить с ней. Другим детям предлагает почитать потешку:
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленька.
Пройди по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Марьюшка: «Молодцы, ребятишки. А я еще знаю интересную игру, которая называется «Ладушки». Ну-ка, где наши ладушки?»
Играют в игру «Ладушки»
Марьюшка: «Вот так детки! Вот так молодцы!
Ребята, посмотрите, что-то Катя моя на скамеечку седла. Наверное, устала она. Маленькая еще, вот спать и захотела. А смотрите-ка, Катя поиграла, испачкалась, ножки замарала. Что же мне теперь делать, нельзя же Катю грязной спать укладывать? (ответы детей). Конечно же, надо ее умыть. Вот и тазик у меня есть. А чем мы Катю умывать-то будем? (ответы детей). Правильно, водичкой. Водичка должна быть тепленькой. У меня на печке стоит горшочек, наверное, водичка в нем уже согрелась (Приносит горшочек с водой, выливает в тазик, предлагает детям потрогать воду). Какая водичка? Теплая? Ну вот, сейчас мы Катю умоем».
Дети с Марьюшкой умывают куклу и проговаривают потешку:
Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Марьюшка: «Вот личико и ручки помыли. Теперь надо ножки помыть. Катя много бегала и ножки у нее грязные. Чтобы хорошо ножки отмыть, что нам для этого нужно (ответы детей). Да, мыло и мочалку. Вот и мыло, и губка (моет кукле ноги. Дети по желанию могут прочитать потешку еще раз). Все доченька у меня теперь чистенькая. Посмотрите, как у нее волосики спутались. Что надо сделать? Да надо ее причесать. Вы мне поможете потешку прочитать?»
Марьюшка вместе с детьми причесывает Катю, приговаривая:
Расти коса до пояса -
Не вырони ни волоса,
Расти коса до пят -
Все волосики в ряд,
Расти коса, не путайся
Дочка маму слушай
Марьюшка: «Ребята, а вы песенки колыбельные знаете?
Спойте, пожалуйста, моей дочке».
Колыбельные дети могут петь по своему выбору.
Марьюшка: «Спасибо вам, ребятишки. Чтобы я без вас делала. Очень помогли вы мне сегодня: поиграли с Катей, умыли ее, причесали и еще спать уложили. А потешек-то, сколько много знаете. Вот какие молодцы! Ну что же, мы с вами все дела сделали, можно теперь и отдохнуть. Вы пришли ко мне в гости и я хочу вас угостить. Пойдемте пить чай».
Марьюшка подводит детей к накрытому столу, дети садятся пить чай.