Программное содержание:
- Закрепить знания об удмуртской и татарской национальной культуре.
- Способствовать выразительности речи детей.
- Развивать коммуникативные умение, положительных эмоции, радостные чувства от общения.
- Упражнять в умении самостоятельно подбирать цвета, исходя из особенностей колорита удмуртского и татарского орнамента.
- Воспитывать доброжелательные отношения к удмуртскому и татарскому народу.
Предварительная работа
Знакомство детей с географическим расположением, историей и народным прикладным искусством татарского и удмуртского народов. Вырезание орнаментов для аппликации фартуков татарского и удмуртского народов.
Материал: флаги, гербы, национальная одежда, образцы национальных орнаментов, природа; оборудование для аппликации ножницы, клей, салфетка, кисточка, заготовки фартуков разной формы удмуртского и татарского народа.
Ход занятия
Воспитатель: Добро пожаловать дорогие гости, милости просим. Нам сегодня радостно и весело, потому что мы встречаем гостей, как говорится в русской пословице «Доброму гостью - хозяин рад». К нам пришли гости из Удмуртии.
1 ребенок: Мы удмурты и наша родина Удмуртия. Это красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.
2 ребенок: Мы доброжелательные, бережливые люди. Добрые и вежливые слова: зеч бур – здравствуйте, зеч луя – до свидания, тау – спасибо.
3 ребенок: Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб.
4 ребенок: Живем мы в деревянных домах, главное украшение жилища удмурта – ворота. Распространенное кушанье – каша (жук), пельмени (пельмянь), овсяной кисель, ржаной хлеб.
5 ребенок: Мы хотим вам загадать наши удмуртские загадки:
У железной мышки два хвоста (иголка)
Желтый клубок за белым скок (лиса и заяц)
На привязи лошадь жиреет (веретено)
6 ребенок: За то, что вы отгадали наши загадки, мы хотим подарить Вам наш символ – флаг Удмурт. Черный цвет является символом земли и стабильности. Красный цвет –символ жизни и солнца. Белый – космоса и чистоты. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. Этот знак можно увидеть на каждом доме у удмуртов. И мы хотим, чтоб этот знак оберегал вас тоже.
Воспитатель: Давайте поиграем в любимую игру удмуртов- «Водяной». Как «Водяной» по удмуртский?
Дети: «Вумурт».
Игра
Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.
7 ребенок: Мы - татары, живем в Татарстане, вежливый, гостеприимный и доброжелательный народ. Вежливые и добрые татарские слова:
исэнмесез – здравствуйте,
сау булыгыз – до свидания,
рэхмэт
– спасибо,
зинhар – пожалуйста.
8 ребенок: Наши народные промыслы: резьба по дереву, художественная керамика, ювелирное и золотошвейное искусство: растительные узоры на калфаках, тюбетейках, жилетах.
9 ребенок: У нас свои традиции и обычаи, своя национальная кухня: лапша, бэлеш, чак- чак.. Свои праздники : Науруз, Сабан туе, Карга туе.
10 ребенок: Мы тоже хотим загадать наши загадки:
На крыше дома медведь пляшет (дым).
Старик- шутник
На улице стоять не велит
За нос домой тянет (мороз).
11 ребенок: Мы тоже хотим вам подарить наш флаг: красный цвет означает – храбрость, борьбу, радость и жизнь; белый цвет – миролюбие и чистоту; зеленый - на осуществление мечты.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте поиграем в игру «Чума урдэк, чума каз».
Чума урдэк, чума каз
Артемны ярата.
Тирэн кулне ярата, ярата,
Алсу узенэ иптэш эзли
Воспитатель: Мы рады нашим гостям. Дети ждали вас с нетерпением, давайте своими руками сделаем друг другу подарки. ( Делают удмуртский и татарский фартук и дарят друг другу).
Воспитатель: Как татары благодарят (рэхмэт), удмурты – (тау). Сегодня на занятие мне понравилась, как вы все занимались. Молодцы!