Актуальность:
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается "гремучая смесь", разбираться с которой приходится администрации школы. Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны
В большинстве случаев конфликты устраняются сразу "на месте" учителями, но самые болезненные или затянувшиеся, мешающие учебному процессу, поступают "наверх" – к директору, завучу, в Совет по профилактике. Там к нарушителям применяют административные меры, объясняют им возможные негативные последствия, обращаются за помощью к родителям, а в исключительных случаях используют наказание (например, направляют в Комиссию по делам несовершеннолетних).
При этом следует обратить внимание на несколько моментов.
- Конфликт считается негативным явлением, мешающим учебе. Поэтому школа старается его "заглушить", чтобы он не разросся и не вышел за ее границы. А решением проблемы считается ситуация, когда больше нет помех учебе и порядку в школе, а не когда все участники радостны и довольны.
- Поскольку в школьной деятельности доминирует процесс обучения, конфликты (на рефлексии которых можно было бы строить процесс воспитания) считаются вредными и воспринимаются как нарушение порядка, хулиганство, правонарушение. Исправить же такие ситуации пытаются административными методами воздействия или коррекционной работой, а не переговорами.
- Основной способ воздействия взрослых – поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или более жесткой форме), поиски виноватого, формальное "замирение" сторон.
Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из ситуации?
Поскольку в школьной жизни, в настоящее время, по данным исследований, одной из причин понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой профессии являются школьные конфликты (на разбор которых порой уходит большая часть внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в школе службу примирения, которая будет заниматься большей частью решения этих самых конфликтов и тем самым освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и даст возможность установить между субъектами образовательного процесса отношения, основанные на понимании другого человека (будь то педагог или ученик). Работать в этой службе примирения школьными медиаторами будут учащиеся старших классов, прошедшие подготовку по программе “Школа без насилия”
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Задачи:
- Формировать ценностей и.ориентация на здоровый образ жизни;
- Повышать адаптивность учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния;
- Формировать позитивные отношения подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
- Развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
- Расширить круг видения проблемы за счет мнений других;
- Развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее;
- Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
- Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;
- Формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Структура Программы:
1-й блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров).
2-й блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике)
3-й блок – отработка навыков ведения медиативных процедур
Численность группы. Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах).
Целевая группа: учащиеся 8 -х классов.
Содержание программы:
№ | Название блока | Кол-во часов | Тема |
1 | Введение | 2 | Что такое медиация? (См. Приложение) |
2 | Диагностический | 1 | Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса) |
3 | Мой стиль поведения в конфликте | ||
4 | Эмоции | 7 | Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта |
5 | Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми | ||
6 | Эмоции и чувства | ||
7 | Психические состояния и их свойства | ||
8 | Как управлять своим состоянием и как его изменить | ||
9 | Стресс | ||
10 | Трудные ситуации и развитие | ||
11 | Невербальная коммуникация | 5 | Что такое невербальная коммуникация. |
12 | Зоны общения | ||
13 | Жесты руками | ||
14 | Жесты кистями и руками | ||
15 | Мошенничество, сомнение, ложь | ||
16 | Толерантность | 4 | Понятие толерантности |
17 | Толерантная личность | ||
18 | Границы толерантности | ||
19 | Барьеры в общении | ||
20 | Конфликты | 6 | Понятие “конфликт” |
23 | Основные стадии протекания конфликта. | ||
24 | Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации | ||
25 | Взаимодействии в конфликте | ||
26 | Самоконтроль в общении. | ||
27 | Анализ и разрешение конфликтных ситуаций | ||
32 | Практические занятия | 3 | Отработка навыков ведения медиативных процедур |
33 | |||
34 |
После двух лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:
- значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
- расширился арсенал способов работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов и тем самым повышение неформального статуса сотрудников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также улучшение управляемости поведением подростков;
- совершенствовалось взаимодействия родителей и педагогов в воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны населения;
- создались доверительные и открытые отношения между членами школьного коллектива;
- организовался неформальный контроль за поведением членов школьного коллектива.
Кроме того, в процессе участия в программе “Школа без насилия” после проведенного диагностического исследования (по тестам Томаса, Баса-Дарки и др.) у учащихся старших классов выраженный уровень конфликтности с 38% (в начале работы данной программы) снизился до 6 %, а высокий уровень агрессивности с 28% до 0%. 42% родителей отметили изменения в отношениях “родитель-ребенок” в лучшую сторону (на основе анализа ответов родителей на вопросы анкеты)
Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только когда школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека. Азбука такого выбора постигается в повседневном принятии решений в процессе школьной жизни. Психологическим условием для этого становится образовательная среда, свободная от психологического насилия, референтно значимая для всех участников, удовлетворяющая потребности в позитивном развитии, то есть обладающая психологической безопасностью, гарантированной для ученика, учителя, родителя. Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должна выступать служба практической психологии в системе образования. Предлагаемые психологические технологии, основанные на идеологии сопровождения, оснащают новое направление в деятельности педагогов-психологов по созданию специальных психолого-педагогических условий и возможностей образовательной среды, обеспечивающих психическое здоровье всех ее субъектов.
Насилие в любых его формах порождает желание уйти из среды, где оно осуществляется. Насилие в школьной среде опасно прежде всего тем, что порождает социальную безнадзорность детей и подростков, что сегодня является серьезной общественной проблемой. Предлагаемая нами школьная служба примирения — один из возможных вкладов психологической службы в решение актуальной задачи профилактики агрессивности, детской безнадзорности, снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей.
Литература
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
- Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
- Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
- Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).