Исследовательская работа по алгебре в 7-м классе "Положение графика линейной функции в зависимости от k и b"

Разделы: Математика


Область и условия применения

Понимание роли зависимостей между величинами, умение анализировать и применять такие зависимости в простых случаях – один из важнейших компонентов общенаучных знаний школьников. Изучение темы “Линейная функция” в 7 классе является начальным этапом работы с функциональными зависимостями и на этом этапе необходимо использовать все возможности для развития учащихся.

Данный урок целесообразно проводить в 7 классе при изучении темы «Линейная функция» после того как у учащихся уже сформированы понятия линейной функции и графика линейной функции, они могут построить график по двум точкам.

Данный урок предполагает использование ИКТ на всех этапах урока. Изучение нового материала проводится самостоятельно с применение программы «Advanced Grapher ». Роль учителя на этом уроке состоит лишь в том, чтобы правильно провести контроль знаний учащихся и помочь им сделать выводы.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу по алгебре в 7 классе по теме: “Положение графика линейной функции в зависимости от k и b” с использованием компьютерной презентации (Microsoft PowerPoint) и компьютерной программы «Advanced Grapher» (инсталляция программы прилагается Приложение 1).

Содержание проекта

Исследовательская работа то теме: «Положение графика линейной функции в зависимости от k и b », 7 класс.

Цели работы:

  • создать благоприятные условия для формирования умения классифицировать объекты, умения обобщать и систематизировать изученный материал;
  • формировать навыки чтения графика линейной функции;
  • развивать логическую компетенцию учащихся посредством формирования приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование);
  • создать условия для совершенствования навыков работы с современным программным обеспечением.

В результате ученик должен:

  • выявить зависимость положения графика линейной функции от значений k и b;
  • уметь читать график линейной функции;
  • уметь строить график линейной функции с помощью компьютерной программы «Advanced Grapher».

Тип урока: исследовательская работа.

Оборудование: ПК, проектор, экран, компьютерная программа «Advanced Grapher», карточки с инструкцией выполнения исследовательской работы, таблица для занесения результатов исследования, презентация к уроку

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап.
  3. Инструктаж по выполнению работы.
  4. Выполнение работы.
  5. Вывод, заполнение итоговой таблицы.
  6. Подведение итогов урока. Постановка д/з.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, рада видеть вас. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Сегодня мы будем продолжать «знакомиться» с линейной функцией, но прежде вспомним, что нам уже известно о ней.

2. Мотивационно-целевой этап:

а) актуализация необходимых знаний.

Слайд № 2

Задание №1. Разбейте функции, заданные формулами на группы:

y=2x+3; y=x; y=-4x+5; y=6; y=-12; y=7x; y=-x.

По окончании работы должны появиться следующие группы:

I группа: y=2x+3; y=-4x+5.

II группа: y=x; y=-x; y=7x.

III группа: y=6; y=-12.

  • Являются ли данные функции линейными?
  • Сформулируйте определение линейной функции.
  • Что явилось основанием классификации функций?
  • Назовите k и b в формулах данных линейных функций.

б) постановка целей и задач на урок.

Как вы думаете, влияет ли значение k и b на положение графика линейной функции?

А для того, чтобы ответить на вопрос «каким образом?», сегодня на уроке мы выполним исследовательскую работу: «Положение графика линейной функции в зависимости от k и b ». Слайд № 3

Что будет являться целью этой работы? (выявить зависимость положения графика линейной функции от значений k и b)

Кроме того, сегодня на уроке вы познакомитесь с программой «Advanced Grapher», научитесь строить в ней графики линейных функций.

3. Инструктаж по выполнению работы.

Каждый из вас получает карточку с подробной инструкцией выполнения работы. Изучите ее, если не возникло вопросов, можно начинать выполнять работу.

4. Выполнение работы.

Инструкционная карта № 1

Исследование положения графика линейной функции в зависимости от значения k.

Задание №1.

С помощью программы «Advanced Grapher» постройте графики следующих функций:

у = 6; у = -3; у = 2

Для этого:

  1. Откройте программу «Advanced Grapher». Ярлык программы находится на рабочем столе.
  2. Выполните команды: График/Добавить график. Появится диалоговое окно «Добавить график».
    Перейдите на английский язык.
    В строке Формула введите формулу графика функции, который нужно построить.
    В соответствующих строках можно выбрать нужный цвет и толщину линии.
    Нажмите ОК.
    После выполнения всех этих действий в окне «Список графиков» появится описание того графика, который вы построили.
  3. Для построения следующего графика необходимо повторить шаги пункта 2.
  4. 4Для того, чтобы удалить построенный график, выполните команду Удалить график (значок X в строке меню).

Ответьте на вопросы:

  • Чему равен коэффициент k?
  • Что является графиками данных функций?
  • Как располагаются графики этих функций относительно оси Ох?

Найдите точки пересечения графиков с осью Оу.

Запишите соответствующий вывод в итоговую таблицу.

Задание № 2.

Постройте графики функций:

у = х; у = -х

Ответьте на вопросы:

  • Чему равен коэффициент k?
  • В каких координатных углах располагаются графики функций?
  • Чем являются графики данных функций для этих координатных углов?

Занесите соответствующий вывод в итоговую таблицу.

Задание № 3.

Постройте графики функций:

у = х; у = -х; у = -х; у = х;

Определите, какой дробью – правильной или неправильной, является коэффициент k?

К какой из осей координат графики данных функций располагаются ближе?

Занесите соответствующий вывод в итоговую таблицу.

Задание № 4.

Постройте графики функций:

у = 2х; у = 6,4х; у = -5х; у = -10,2х

Сравните модуль k с единицей?

К какой из осей координат графики данных функций располагаются ближе?

Занесите соответствующий вывод в итоговую таблицу.

Инструкционная карта № 2

Исследование положения графика линейной функции в зависимости от значения b.

Постройте графики функций:

у = х; у = х+2; у = х+4; у = х-3

Чему равно b?

Что происходит с графиком функции при изменении b?

Проходит ли через начало координат график функции у = х?

На сколько единиц и в какую сторону (верх, низ) сдвинут график в сравнении с графиком функции у = х?

Занесите соответствующий вывод в итоговую таблицу.

5. Вывод, заполнение итоговой таблицы.

Таблицы для занесения результатов исследования.

Таблица № 1

Положение графика линейной функции в зависимости от значения k.

Значение k Положение графика функции
k = 0 _____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________

k = 1

k = -1

_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________

0 < |k| < 1
(k – правильная дробь)
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________

|k| > 1 _____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________

Таблица № 2

Положение графика линейной функции в зависимости от значения b.

Значение b Положение графика функции
b = 0 ____________________________________________
____________________________________________

b = 2 ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

b = 4 ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

b = -3 ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

Работа в тетради Слайд № 4

А теперь, используя результаты, занесенные в таблицу, построим график функции у = 3х+1.

Определим значение k. (k>1)

Какой вывод можно сделать? (график функции будет расположен ближе к оси Оу)

Определим значение b. (равно 1)

Какой вывод можно сделать? (график функции проходит через точку (0;1))

А сколько необходимо взять точек, для построения графика линейной функции? (две)

Одна точка у нас уже есть, значит нужно найти еще одну.

Вывод: Используя данные таблицы, можно построить график линейной функции, взяв одну дополнительную точку.

Найдите еще одну точку и постройте график.

Постройте график этой же функции в программе «Advanced Grapher». Сравните график в тетради с графиком на экране.

6. Подведение итогов урока. Постановка д/з.

Какова была цель урока?

Зависит ли положение графика функции от значений k и b?

Слайд № 4

Домашнее задание:

Используя результаты исследования, постройте графики функций, взяв оду точку.

у = 2х+1; у = х – 3.

Результативность и эффективность проекта

Предлагаемый урок проведен в 7 «Б» классе МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Результат для учащихся

  1. В результате проведения урока учащиеся могут:
    • по виду формулы линейной функции ученик может, не выполняя построений, определить, в каких координатных четвертях расположен график,
    • в каких точках он пересекает оси координат,
    • построить график линейной функции, используя только одну дополнительную точку.
  2. В результате проделанной работы каждый ученик создал наглядный справочный материал (таблицы), позволяющий проводить исследование для построения графика линейной в зависимости от k и b.
  3. Использование специальных программных средств на уроке дало учащимся навыки работы с программами-графопостроителями, расширив диапазон использования компьютерных сред для практической деятельности

Результат для учителя

  1. Современно построенный урок позволил значительно повысить плотность и эффективность урока: за 45 минут нам удалось рассмотреть и проанализировать наибольшее количество графиков функции в зависимости от k и b.
  2. Использование возможностей компьютерной графики значительно повысило эстетический уровень урока и усилило наглядное восприятие предлагаемой информации
  3. Четкая организация урока и адекватность выбранных информационных технологий и средств позволила максимально использовать работоспособность учащихся, поддерживая высокий уровень мотивации и повышая интерес к предмету

Приложение 2.