Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и в воспитательной работе

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Проработав более 20 лет учителем музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи. Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным и творческим участником процесса обучения. Для активизации творческой активности я апробировала различные методы (словесный, наглядный, практический, творческий) и различные современные технологии. В конечном результате я остановилась на тех, которые, как мне кажется, давали эффективный и положительный результат. В частности: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, метод творческого самовыражения, здоровьесберегающие технологии и проектные технологии.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой личности, в условиях современной школы. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационно-коммуникационные технологии. Применение современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, аудио и видеоаппаратура) позволяет сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. На уроке я использую такие обучающие программы, как “Музыкальный класс”, “Караоке. Сольфеджио”, электронная энциклопедия “Музыкальные инструменты”, энциклопедия “Шедевры классической музыки”, “Учимся понимать музыку”, аудио энциклопедия “Русские композиторы” и др., использую интернет-ресурсы.

Одной из форм деятельности на уроках и во внеклассной работе стало проведение презентаций, которые включают в себя произведения изобразительных искусств, построение и формы в музыке, видеозаписи фрагментов оперы, балетов и т.д. По многим темам мною были разработаны уроки-презентации: “Жанры в искусстве”, “Музыка и изобразительное искусство”, “Слово и музыка”, “Былины – героические песни” и др. Уроки стали более яркими, запоминающимися, эмоциональными. Мне удалось привлечь к разработке презентаций и самих ребят. Они теперь заменили “доклады” и “сообщения” по музыке наиболее яркими презентациями-выступлениями.

Компьютер и мультимедийный проектор избавили меня от многих проблем при подготовке к уроку и подаче материала ученикам: мне не приходится теперь пользоваться маленькими иллюстрациями, вывешивать на доске портреты композиторов, объяснять на словах, как та или иная балетная сцена выглядит на театральных подмостках. В программе “Шедевры классической музыки” содержатся обзорные лекции по музыке, начиная от эпохи барокко до современности, представлены биографии композиторов, история создания известных произведений, аудио и видеофрагменты.

Применение современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, аудио и видеоаппаратура) позволяет сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Мультимедийное сопровождение урока музыки является активацией познавательной деятельности учащихся.

Проведение предметных недель является обязательным в общешкольном плане работы. В ходе ежегодно проводимой недели искусств, проходят открытые мероприятия с применением современных технологий. При проведении различных мероприятий и праздников в школе я теперь тоже использую мультимедийное оформление и сопровождение.

Повышение творческой активности учеников достигается методом развивающего обучения. Проведение уроков в нетрадиционной форме: урок интеллектуальной музыкальной игры, урок-концерт, урок-викторина “Угадай мелодию”, урок творчества “Я рисую музыку”, урок-презентация, урок-импровизация, урок-концерт.

Большое внимание я уделяю межпредметным связям на интегрированных уроках: музыка и литература - “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?”; музыка и изобразительной искусство - “Богатырская тема в искусстве”, “Можно ли увидеть музыку?”; музыка и история - “Исторический сюжет оперы М.Мусоргского “Борис Годунов”; музыка и география - “С Амадеем Моцартом по Европе”, “Италия – родина вокальной музыки” и др.

Интеграция уроков служит средством расширения культуры школьников.

При эмоциональной насыщенности и интенсивности урока я в обязательном порядке использую музыкально-ритмические упражнения и дыхательную гимнастику, как здоровьесберегающие технологии.

Очень интересен метод проектов, ориентированный на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление. Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в команде, а также сформировать и навыки работы с различными источниками информации.

Творческие проекты очень нравятся детям. В ходе их подготовки главной задачей становится творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует обогащению собственного опыта.

Данные технологии помогают рационально сбалансировать нагрузку учащегося на уроке и во время проведения занятий во второй половине дня, активизировать процесс познания. Грамотный подбор технологий обучения способствует повышению мотивации учащихся. На уроках музыки в зависимости от возрастной категории меняется и набор технологий. Постепенное перемещение центра тяжести от игровых методов к более сложным коммуникативным технологиям в течение нескольких лет обучения позволяет подготовить учащихся к актуализации имеющихся знаний и социализации в обществе.