Цели урока:
- повторение и обобщение знаний по данной теме; закрепить умения и навыки в решении задач;
- воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности;
- развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.).
Учитель сообщает цель и структуру урока.
II. Физический диктант (6 – 7 мин.).
Учащиеся пишут только ответы на листочках с заранее пронумерованными строчками. 5 вопросов – максимальная оценка – 5 баллов.
- Формула закона сохранения импульса. (m1*v1+ m2v2 = m1v1 + m2*v2)
- Физический смысл термина «импульс тела». (толчок)
- Приведите пример реактивного движения. (плавание медуз и каракатиц, движение ракеты).
- Единица измерения импульса. (кг* м/с).
- Формула скорости ракеты при реактивном движении. (vp=mг*vг/mp)
III. Сообщение учащегося о жизни и деятельности К.Э. Циолковского. (2-3 мин).
Во время сообщения учитель проверяет физический диктант и после сообщения раздает листочки учащимся. Учащиеся сверяют ответы с ответами на доске и делают самоанализ своих ошибок
IV. Решение задач на дидактических карточках (7-9 мин.).
Задания выполняются на листочках, которые раздали в начале урока по вариантам. Работа в 4–х вариантах, каждая задача состоит из двух частей. Уровень а) оценивается в 3 балла, если учащийся выполнил и уровень а) и уровень б), то задача оценивается в 5 баллов. Решения задач записаны на доске с обратной стороны, как только листочки сдали, доска открывается и учащиеся смотрят на правильное решение задач.
Вариант 1
А) Импульс шара, который катится по горизонтальной плоскости, равен 20кг* м/с. Определить скорость шара, если его масса равна 200 г.
Б) Как изменится импульс тела, если его масса увеличится в 2 раза?
а) Дано
б)
m2=0.4кг р2=m2v - ? ;
р2=2р1.
Ответ: импульс увеличится в 2 раза.
Вариант 2
А) Пуля при вылете из ружья приобретает скорость 800 м/с. Определить массу пули, если ее импульс при вылете равен 8 кг* м/с.
Б) как изменится импульс тела, если его скорость увеличится в 4 раза, а масса уменьшится в 2 раза?
а) Дано:
v=800 v/c p=mv,
m=р=8 m-?
б)
Ответ: импульс тела увеличится в 2 раза
Вариант 3
А) Поливочная машина с водой имеет массу 6 тонн и движется со скоростью 36 км/ч. Найдите импульс данной машины.
Б) После работы масса машины стала 3 тонны. Сравнить импульсы машины, если она возвращается в гараж со скоростью 54 км/ч.
а)
Дано СИ Решение m=6 т 6000 кг p = mv;
p = 10 6000 кг = 60 000 ;v=36 км/ч 10 м/с р - ?
б)
Дано: СИ Решение m=3m 3000 кг р2 = 3000 · 15 = 45000
р1 = 1,3р2v=54 км/ч 15 м/с
Ответ: импульс уменьшится в 1,3 раза
Вариант 4.
А) Человек массой 60 кг прыгает на неподвижную тележку со скоростью 10 м/с. Найдите импульс человека.
Б) На неподвижную тележку массой 140 кг прыгает человек массой 60 кг со скоростью 10 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком?
а)
Дано: Решение т=60 кг p=mv;
р = 60кг· 10 м/с = 600v=10 м/с р-?
б) Дано:
т1 = 14 кг
т2 = 60кг
v1 = 0 м/сv2 = 10 v/c
v' - ?
3 м/с
V. Сообщение учащегося о жизни и деятельности С.П. Королёва. (2-3 мин.)
VI. Кроссворд. (7-9 мин.)
Вопросы:
- Величина, характеризующая взаимодействие тел.
- Величина, которую ювелиры измеряют в каратах.
- Польский ученый – основоположник гелиоцентрической системы мира, который был сожжен на костре.
- Ученый, который открыл закон, связанный с деформацией тел.
- Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого
- Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения.
- Величина, характеризующая быстроту изменения скорости, которую можно измерить с помощью акселерометра.
Отгадайте ключевое слово.
Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3. Коперник. 4. Гук. 5. Галилей. 6. Ньютон. 7. Ускорение.
Ключевое слово: импульс.
VII. Сообщение учащегося по теме «Пионеры космоса». (2-3 мин.)
VIII. Контрольные вопросы
(вопросы можно вставлять после каждого этапа – на усмотрение учителя):
- Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
( ракета) - Вопрос: На каком принципе основаны ракетные двигатели? (Принцип ракетного движения.)
- От чего зависит скорость ракеты? (Скорость ракеты зависит от скорости выбрасываемых газов и от массы выбрасываемых газов и массы ракеты)
IX. Домашнее задание:
(записано заранее на доске)
Повторить §11, 12
А) № 70 с. 134
Б) № 72 дополнительно
X. Итоги урока. (3 мин.)
Учитель подводит итоги, сообщает какой ряд победил в соревновании, отмечает наиболее активных учащихся). Учитель сообщает оценки учащимся и выставляет их в дневник.