Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.
Исследования позволяют утверждать, что использования компьютерных технологий в учебном процессе может не только способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, но и в значительной степени изменить всю технологию обучения.
Информационные технологии дают возможность:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Учитывая специфику преподавания предмета, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности, т.к. ограничиваясь иллюстрациями в учебники и простым рассказом не какого интереса к предмету не привьешь, следовательно не будет результата.
Когда я пришла работать в школу, то приняла в наследство таблицы, плакаты, раздаточный материал большую часть в плохом состоянии, не которые давно физически и морально устарели. Стала искать выход, вот здесь мне и помогли компьютерные программы (кстати, не считая уроков информатики, я их стала использовать в школе самой первой). Многие компьютерные продукты помогли мне заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных уроков.
За последние время для учащихся и учителей биологии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые а также электронные учебники справочники и экзаменаторы. В своей работе я использую следующие CD диски:
- «Анатомия человека» - издательства «Просвещение» можно отметить, что данный компьютерный продукт соответствует современному преподаванию анатомии в школе и отвечает базовому уровню подготовки учащихся. Здесь имеется интерактивный анатомический атлас, который позволяет наглядно изучать строение человеческого организма, видеофрагменты, анимационные ролики биологических процессов и многое другое;
- диск «Открытая биология» - издательство «Физикон» наиболее полно и научно освещает курс биологии в теоретическом и иллюстративном плане, что позволяет мне меньше затрачивать время на подготовку к уроку;
- диск «Уроки биологии 6-7 кл» включает весь материал за курс ботаники. Данный программный продукт предназначен для изучения биологии в 6-7 кл., соответствует действующим школьным программам, содержит сведения: строение растительной клетки, разнообразие растений, систематика, филогенез, анатомия и морфология растений, физиология растений;
- диски к УМК Сонина полностью соответствуют структуре учебника. Честно я влюблена в этот продукт, т.к. в них содержатся не только видеоуроки, но и интерактивные, тестовые задания;
- диск «Общая биология 10-11 кл», включает весь учебный материал за курс общей биологии. Данный программный продукт сделан очень профессионально и отвечает современным требованиям обучению предмета.
На своих уроках я порой использую несколько компьютерных программ, это позволяет сделать учебный материал более насыщенным, интересным и красочным. Такие уроки позволяют повысить мотивацию учащихся, заинтересовать в своем предмете. Также эти диски использую в индивидуальной работе с отстающими и мотивированными учащимися.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это тезисность для учителя и наглядность для ученика.
В качестве примера могу привести разработанный урок – презентацию по биологии на тему «Происхождение человека». Не буду останавливаться на содержании компьютерного урока, просто хочу отметить следующее:
- объем полученной информации (по сравнении с классическим уроком) увеличился в два с лишним раза;
- усвоение (понимание) материала почти 100%;
- уровень обученности по данной теме на следующий урок 100%.
Презентации также готовят и сами учащиеся, причем с большим удовольствием. Ну, например тема « Возникновение жизни на Земле» - 10 кл. В учебнике Захарова, она изложена очень сложно и не интересно. Я предложила детям разбиться на группы и выполнить проекты. Результат был великолепным. Дети очень творчески, грамотно делают свои продукты, их защищают. При этом идет лучшее запоминание учебного материала, полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются после краткого повторения.
При изучении темы «Генетики» у ученицы возник вопрос, почему у людей разный цвет глаз. Она выполнила проект в виде мультимедийной презентации. (cм. презентацию)
В результате работы над своими проектам все учащиеся овладевают основами проектирования с помощью компьютера (в т.ч. c использованием телекоммуникационного метода доступа), лучшие проекты пополняют действующий фонд школы для дальнейшего использования на уроках. Кроме того ученики получают полное ощущение, что он сам управляет своей учебной деятельностью. А этот фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.
Конечно, нужно учитывать и то, что на уроке биологии компьютер не может заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью информационных компьютерных технологий можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, которые делают урок более интересным. Следует помнить, что несоблюдение санитарно-гигиенических условий организации учебных занятий с применением компьютеров может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.
Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- многоаспектное развитие школьника;
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.