Кружок для учащихся начальных классов: "Юный интеллектуал"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.

Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Уже в начальных классах нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.

Программа кружка «Юный интеллектуал» рассчитана на учащихся 3-4 классов, которые обладают повышенной учебной мотивацией.

Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения
  3. Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии.
  4. Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.

Курс занятий кружка рассчитан на 64 часа (по два академических часа в неделю) и разделён на три блока:

Критерии эффективности:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  •  формирование мотива предстоящей деятельности;
  •  использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  •  обучение учащихся различным способам переработки информации;
  •  личностно-ориентированный подход;
  •  опора на сильные стороны ученика;
  •  опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  2. Творческая самореализация учащихся.
  3. Формирование четкой, грамотной речи.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Формирование самостоятельности.
  6. Формирование навыков эффективного общения.
  7. Улучшение способности к концентрации внимания.

Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:

  1. Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.
  2. Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими.
  3. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей на их эмоциональный интерес к предмету обучения.

Тематическое планирование  

Название темы Количество часов
1 БЛОК Занятия-треннинги по актуализации творческих способностей (24 часа)
1. Вводное занятие.
Беглость мышления. Подбор предметов в группу по их характерным признакам.
2 часа
2. Творческое воображение.
Изменение привычных вещей с помощью символичной разработки деталей.
2 часа
3. Придумывание символов для понятий.
Передача идей и мыслей при помощи символов.
1 час
4. Семантическая беглость.
Семантическая гибкость.
1 час
5. Гибкость, точность и оригинальность мышления.
Отражение идеи в образном виде.
Создание композиции с определёнными целями.
2 часа
6. Образная беглость и гибкость.
Классификация образной информации разными способами.
Оригинальности мышления и экспрессивность.
2 часа
7. Вербальная беглость.
Ассоциации.
Создание выразительных рисунков в заданном контуре.
2 часа
8. Оригинальность мышления. Вербальная беглость.
Придумывание оригинальных историй.
2 часа
9. Придумывание символов для понятий.
Передача идеи и мысли при помощи символов.
2 часа
10. Семантическая беглость и гибкость. 1час
11. Работа с символической информацией для передачи сообщений.
Поиск нестандартных стратегий.
2 часа
12. Отражение идей в образном виде.
Создавать композиции с определёнными целями.
2 часа
13. Способность классифицировать образную информацию разными способами. 1час
14. Вербальная беглость. Ассоциации.
Создание выразительных рисунков в заданном контуре.
2 часа.
  Итого: 24 часа
  2 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика)( 22 часа)  
15. Анализ и синтез.
  • Найди существенное. Матрицы Равенна.
  • Узнавание предметов по заданным признакам.
  • Анаграммы и шифры.
  • Логические задачи.
4 часа
16. Сравнение. Суждение и умозаключение.
  • Магические квадраты.
  • Математические кроссворды.
  • Числовые горизонтали.
  • Хитрые подсчёты.
  • Головоломки с неповторяющимися цифрами.
  • Занимательные игры. Логические задачи.
7 часа
17. Аналогия и обобщение.
  • Понятия аналогии и обобщения.
  • Логические задачи.
2часа
18. Классификация.
  • Классификация по размеру, цвету, форме.
  • Логические задачи.
3 часа
19. Множество.
  • Элементы множества. Диаграмма Венна. Подмножество.
  • Пересечение множеств. Свойства пересечения.
  • Объединение множеств. Свойства объединения.
  • Логические задачи.
5 часов
20. Итоговое занятие. Олимпиада. 1 час.
  Итого: 22 часа
  3 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (22 часа)  
21. Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. 1 час
22. Переносное значение слов. 1 час
23. Корень слова. Однокоренные слова. 
Родственные слова и формы слов.
1 час
24. Сказочные и иностранные языки.
ВЫХОД: придумывание заданий со сказочными словами.
3 часа.
25. Ребусы. Шарады.
ВЫХОД: придумывание ребусов и шарад.
3 часа
26. Волшебница анаграмма. Словарные цепочки.
ВЫХОД: придумывание анаграмм, словарных цепочек.
3 часа
27. Работа с фразеологизмами.
  • Фразеологические обороты и их употребление в речи.
  • Фразеологизмы-антонимы.
  • История происхождения некоторых фразеологизмов.
2 часа
28. Искусство речи.
  • Сочинение по данному началу.
  • Цветовые диалоги.
2 часа
29. Откуда пришли слова.
  • Этимология слов названий животных и растений.
  • Скатерть-самобранка.
  • Транспорт. Наш гардероб.
  • Кое-что о школе.
  • Слова не самые приятные.
5 часов
30. Итоговое занятие. Презентация творческих работ. 1 час
    Итого: 22 часа
    68 часов