Пояснительная записка
Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.
Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Уже в начальных классах нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.
Программа кружка «Юный интеллектуал» рассчитана на учащихся 3-4 классов, которые обладают повышенной учебной мотивацией.
Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).
Задачи:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения
- Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии.
- Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.
Курс занятий кружка рассчитан на 64 часа (по два академических часа в неделю) и разделён на три блока:
Критерии эффективности:
- организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
- формирование мотива предстоящей деятельности;
- использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
- обучение учащихся различным способам переработки информации;
- личностно-ориентированный подход;
- опора на сильные стороны ученика;
- опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Творческая самореализация учащихся.
- Формирование четкой, грамотной речи.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование самостоятельности.
- Формирование навыков эффективного общения.
- Улучшение способности к концентрации внимания.
Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:
- Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.
- Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими.
- В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей на их эмоциональный интерес к предмету обучения.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 БЛОК Занятия-треннинги по актуализации творческих способностей (24 часа) | ||
1. | Вводное занятие. Беглость мышления. Подбор предметов в группу по их характерным признакам. |
2 часа |
2. | Творческое воображение. Изменение привычных вещей с помощью символичной разработки деталей. |
2 часа |
3. | Придумывание символов для понятий. Передача идей и мыслей при помощи символов. |
1 час |
4. | Семантическая беглость. Семантическая гибкость. |
1 час |
5. | Гибкость, точность и оригинальность мышления. Отражение идеи в образном виде. Создание композиции с определёнными целями. |
2 часа |
6. | Образная беглость и гибкость. Классификация образной информации разными способами. Оригинальности мышления и экспрессивность. |
2 часа |
7. | Вербальная беглость. Ассоциации. Создание выразительных рисунков в заданном контуре. |
2 часа |
8. | Оригинальность мышления. Вербальная беглость. Придумывание оригинальных историй. |
2 часа |
9. | Придумывание символов для понятий. Передача идеи и мысли при помощи символов. |
2 часа |
10. | Семантическая беглость и гибкость. | 1час |
11. | Работа с символической информацией для передачи сообщений. Поиск нестандартных стратегий. |
2 часа |
12. | Отражение идей в образном виде. Создавать композиции с определёнными целями. |
2 часа |
13. | Способность классифицировать образную информацию разными способами. | 1час |
14. | Вербальная беглость. Ассоциации. Создание выразительных рисунков в заданном контуре. |
2 часа. |
Итого: 24 часа | ||
2 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика)( 22 часа) | ||
15. | Анализ и синтез.
|
4 часа |
16. | Сравнение. Суждение и умозаключение.
|
7 часа |
17. | Аналогия и обобщение.
|
2часа |
18. | Классификация.
|
3 часа |
19. | Множество.
|
5 часов |
20. | Итоговое занятие. Олимпиада. | 1 час. |
Итого: 22 часа | ||
3 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (22 часа) | ||
21. | Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 час |
22. | Переносное значение слов. | 1 час |
23. | Корень слова. Однокоренные слова. Родственные слова и формы слов. |
1 час |
24. | Сказочные и иностранные языки. ВЫХОД: придумывание заданий со сказочными словами. |
3 часа. |
25. | Ребусы. Шарады. ВЫХОД: придумывание ребусов и шарад. |
3 часа |
26. | Волшебница анаграмма. Словарные цепочки. ВЫХОД: придумывание анаграмм, словарных цепочек. |
3 часа |
27. | Работа с фразеологизмами.
|
2 часа |
28. | Искусство речи.
|
2 часа |
29. | Откуда пришли слова.
|
5 часов |
30. | Итоговое занятие. Презентация творческих работ. | 1 час |
Итого: 22 часа | ||
68 часов |