Все согласны с тем, что нет «царского пути в математику». Много труда и терпения, настойчивости и внимания требуется от учителя и обучающегося, чтобы последний смог освоить программный минимум знаний по этому предмету.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарища.
Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющее удовольствие. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Данная работа представляет собой методическую разработку урока – игры для шестых классов, материал которого способствует формированию не только информационных и коммуникативных компетенций, но и компетенции решения проблемных задач. Урок предполагает предварительный этап, на котором демонстрируется фильм на военную тему, учащиеся рисуют плакаты, открытки, посвященные Дню Победы.
Цели и задачи урока-игры:
- сформировать мотивацию учебной деятельности;
- развивать познавательные процессы и интересы;
- развивать чувства патриотизма и гражданственности.
Ход урока-игры
Учитель: Ребята! Вся страна, весь наш народ готовится к празднованию 9 мая. Дня Победы. И я предлагаю включиться в эту работу.
(Стук в дверь, дежурный по школе: «Внимание! Внимание! Поступила срочная телеграмма)
ТЕЛЕГРАММА:
Приказываю, срочно провести военно-математическую игру «Сложение рациональных чисел» 15 апреля 2010 года в 6 «А» классе. Для проведения игры необходимо пройти следующие этапы:
1 этап – подготовка отделений к началу игры;
2 этап – меткие стрелки;
3 этап – расшифровка текста;
4 этап – ориентирование на местности;
5 этап – проверка командиров отделений на четкость.
Результаты игры приказываю сдать до 16 апреля в … часов.
Зам. директора школы по военно-патриотической части,
подполковник Жантовяну Радомес Дмитриевич.
Итак, ребята, сегодня мы с вами проведем военно-математическую игру «Сложение рациональных чисел». Класс мы разобьём на 3 отделения.
1 ряд – 1-е отделение
2 ряд – 2-е отделение
3 ряд – 3-е отделение
Каждое отделение выберет себе командира, подготовит представление на него, отмечая деловые и личностные качества.
Первый этап – командный тур «Математика в вопросах»
Инструкция. Надо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ отделение получает звёздочку, но у каждого отделения на 1-й парте лежит листочек, на котором фиксируются штрафные очки за дисциплину или неправильный ответ.
вопросы | ответы |
|
|
Итак, правила вы знаете, значит, отделения к игре готовы. Приступаем к следующему этапу игры.
Второй этап «Меткие стрелки».
Инструкция. Каждый ученик выбирает себе пример на доске и решает его. Находит нужный ответ и соединяет пример с ответом стрелочкой. Все остальные ребята проверяют его результат, и если обнаружили ошибки, то в конце этапа каждое отделение может исправить их.
Отделения, которые решили всё правильно, получают звёздочки.
Третий этап – «Ориентирование на местности».
Инструкция: Выберите одного человека из отделения.
Представьте себе, что вы десантники, получили задание приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован в примере. Запишите его и высчитайте, куда должен приземлиться каждый, а также укажите свой ответ на рисунке.
Все остальные ученики играют роль летчиков и командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.
Посмотрите, что принесли нам десантники. Зашифрованный текст. Это наш 4 этап.
Четвертый этап – «Расшифровка текста»
Инструкция: Вам даны зашифрованные слова. Нужно их отгадать, решив примеры. Победит и получит звёздочку то отделение, которое быстрее всех выполнит задание.
(На каждую парту выданы по два слова, т.е. 2 варианта. Как только учащиеся отгадывают по одному слову, сразу меняются друг с другом по парте.)
Итак, ребята мы провели игру, но в телеграмме у нас не указано время сдачи результатов. В этом нам помогут командиры. Они высчитают это время.
Пятый этап – «Командиры вперёд»
(проверка командиров отделений на четкость)
Инструкция командирам: В руках у вас «ромашка». Вы должны посчитать результат на каждом лепестке, найти всю сумму этих результатов и записать в пустую окружность. Этот результат и будет обозначать время сдачи итогов игры каждого отделения.
Шестой этап – подведение итогов
Командиры оформляют итоги результатов игры и вывешивают на доску.
Остальные выбирают смайлик, который соответствует настроению подразделения, и вывешивают на доску.