В настоящее время, когда интерес детей к изучению физики (да и других предметов тоже) значительно ослаблен, остро встает проблема мотивации обучения. Как привлечь внимание к науке, как привить жажду познания? Для решения этой проблемы используются самые различные методы, одним из них для нас стал “День физики”.
Во многих школах и лицеях традиционно проводятся “Дни физики” или “Праздники физики”. Часто на этих праздниках ученики соревнуются в решении нестандартных задач, отвечают на каверзные вопросы, набирают баллы и занимают различные места. В результате получается не праздник, а еще одна олимпиада или турнир. В лицее “Технический” г.о.Самара “День физики” - действительно настоящий праздник.
Когда ЮНЕСКО объявило 2005 год годом физики, в лицее “Технический” впервые решили провести “День физики”. Участниками праздника стали ученики лицея и ученики 7–9-х классов школ города. В этом году “День физики” мы проводим в шестой раз. За это время он стал традиционным, его знают, любят и ждут. Праздник давно перерос рамки лицея. В прошлом году он приобрел статус городского и получил название “Наука. Творчество. Прогресс”. Теперь это не только “День физики”, в празднике принимают активное участие и химики, и математики: это действительно день торжества науки и творчества.
Праздник всегда начинается с показа спектакля, поставленного учениками технического лицея. Спектакль имеет физическое содержание, в нем обязательно показывают опыты, ставят физические вопросы, дают ответы на них. Спектакли готовят учитель физики Першина Т.И. и одна из ведущих артисток камерной сцены Самарского театра Драмы Исянбаева Г.Р. За эти годы поставлены спектакли “Остров электрических сокровищ”, “Торжество современной физики, или Альберту Эйнштейну посвящается”, “Шерлок Холмс разгадывает загадки физики”, “Принцесса Турандот на лицейский лад”, “Царевна Несмеяна”, “Принцесса Инета”.
Заканчивается спектакль, гости отправляются смотреть “Физический калейдоскоп” и “Химический фейерверк”. В этой части праздника ученики лицея готовят занимательные опыты по физике и химии, показывают эти опыты гостям и предлагают объяснить увиденное. Ученики предлагают свои версии объяснения опытов. Авторы правильных ответов получают небольшие призы. К каждому опыту мы готовим компьютерную картинку, проектируем ее на большой экран и наши ученики дают комментарии, поясняя ответы гостей. Даже простые опыты, типа “Картезианский водолаз”, вызывают живой интерес у всех присутствующих. Это вполне объяснимо, ведь в школах очень часто нет времени на проведение эксперимента, тем более занимательного. Описание опытов можно найти в литературе [1; 2] или Интернете, дети часто используют материалы передачи “Галилео”, которую ведет по СТС А.Пушной.
Уже на второй год проведения праздника мы предложили гостям подготовить свои опыты и провели конкурс на лучший демонстрационный эксперимент среди гостей праздника. С удовольствием смотрят “Физический калейдоскоп” и “Химический фейерверк” не только дети, но и пришедшие к нам в гости учителя.
Для учителей мы предлагали также мастер-класс по решению задач части “С” на ЕГЭ по физике, который проводили преподаватели Самарского государственного университета. Преподаватели лицея проводили мастер-классы по применению информационных технологий на уроках физики и по работе с интерактивной доской.
Мы стараемся пригласить на праздник гостей, общение с которым интересно ученикам. В прошлом году у нас в гостях был Герой России летчик-космонавт Авдеев С.В. Всем гостям праздника, а проходил он 12 апреля, была показана компьютерная презентация об успехах нашей страны в освоении космического пространства. Кроме того, в прошлом году для 11-классников и учителей физики профессор СамГУ А.Ф.Крутов прочитал лекцию “Большой адронный коллайдер и современные картины мира”, в этом году перед гостями выступали с лекциями о современной научной картине мира профессора СамГУ А.А.Бирюков и Горохов.
В текущем учебном году мы планируем несколько новый формат праздника, в частности попробуем включить в программу праздника турнир “Что, где, когда?” с подборкой из 24 вопросов по физике и астрономии. Наш праздник живет и развивается! Презентация
Примеры опытов “Физического фейерверка”
1. Фонтан
Мы берем пластиковую бутылку, наливаем в неё не до верха холодную воду, закрываем пробкой с вставленной в пробку трубкой от шариковой авторучки. Предварительно из шариковой трубки нужно вынуть шарик. Ставим бутылку на поднос. Обливаем сверху бутылку горячей водой из чайника. Из трубки начинает бить фонтан воды.
Фото 1
Рисунок 1
2. “Пирокинез”
Смачиваем эфиром ватку и кладем ее на наклонный желоб штатива. Зажигаем спиртовку внизу желоба. Пары эфира стекают вниз, и ватка загорается.
Рисунок 2
3. Несгораемый платок
Предварительно намочить платок водой. На глазах у всех обмакнуть его в спирт, держа пинцетом. Поджечь. Спирт горит, пламя охватывает весь платок, но платок остается целым.
Фото 2
4. Как поднять тарелку, не прикасаясь к ней руками
Для показа опыта имеем обычную фаянсовую тарелку, алюминиевую чашку с плоским дном, кубики льда, воду, соль, ложку.
Нальём немного воды в тарелку. Поставим на неё чашку и положим в чашку лёд. Хорошо посолим лед и будем перемешивать лед и соль ложкой. Подождем немного. Через две-три минуты, касаясь руками только чашки, поднимем её. Но за чашкой поднимается и тарелка, т.к. она примерзла к чашке. Таким образом, мы подняли тарелку, не прикасаясь к ней руками.
Рисунок 3
5. Катимся вверх
Из двух верхних частей пластиковых бутылок делается конусообразное с двух сторон тело. На столе устанавливается необычная наклонная плоскость: на подставку из двух брусков кладутся узкие рельсы (используются строительные уголки). Уголки прикасаются друг к другу концами внизу на столе, а наверху наклонной плоскости уголки находятся на расстоянии.
Фото 3
Сначала показываем, что по такой плоскости спокойно скатывается обычная пластиковая бутылка. Затем ставим на плоскость снизу её наше тело. Оно катится вверх!
Рисунок 4
6. “Надувательство”
Надуваем два воздушных шарика, перетягиваем зажимом доступ воздуха и надеваем шарики на трубку. Шарики имеют разный размер. Если отпустить зажимы, то будет сдуваться… маленький шарик, а надуваться большой!
Это объясняется тем, что давление воздуха внутри меньшего шарика больше.
Фото 4
7. “Картезианский водолаз”
Аптечный пузырек, частично наполненный водой и закрытый пластиковой пробкой, опускаем в полностью заполненную водой бутылку так, чтобы пробка располагалась внизу. Если пузырек тонет, то его надо извлечь, отлить из него часть воды и снова проверить на плавучесть: он должен плавать, полностью погружаясь в воду. Секрет опыта в маленькой дырочке, которую предварительно сделали в пробке. При незначительном нажиме на бутылку избыточное гидростатическое давление загоняет воду в пузырек через отверстие в пробке, и пузырек тонет. Опыт обыгрываем как фокус, изображая экстрасенса, силой мысли управляющего движением пузырька.
Фото 5
8. “Воздухоплавание”
Идея этого опыта принадлежит нашим ученикам, они его сами придумали и осуществили. Для опыта нужно: пластиковый пакет для мусора на 60л; банка из-под спрайта (колы, фанты и т.п); спирт; полоски картона, клей, степлер, спички. Отрезаем дно банки, приклеиваем его к полоскам картона и степлером крепим к мешку. Наливаем немного спирта, поджигаем. Через несколько минут мешок надувается и взлетает к потолку, оставаясь там до тех пор, пока не сгорит спирт.
Фото 6
Литература
- Горев Л.А, “Занимательные опыты по физике.” М., Просвещение, 1985.
- Р.В.Даминов, “Физический эксперимент – это просто!”, Казань, 2002.