Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: "Береги осанку!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Наблюдая за детьми во время физкультурных занятий, в свободной деятельности, на общеразвивающих занятиях, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые зафиксированы в медицинских картах детей.

Родители не всегда обращают внимание на такие мелочи. Им кажется, что ребёнок ещё слишком мал, чтобы прививать ему красивую осанку. Вот сядет за парту – тогда и будем следить, чтобы не сутулился! Однако именно сейчас, когда кроха активно растёт, а его позвоночник формируется и испытывает все возрастающие нагрузки, начинается его искривление. В результате признаки сколиоза обнаружились у детей еще до школы. В пользу такого диагноза говорят круглая спина, сутулые плечи, шаркающая походка…

Мамы считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного! Её можно и нужно выработать, даже если у ребёнка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младенчестве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на 1-м году позвоночник приобретает неправильную форму. Ведь дефект осанки - частый спутник многих хронических недугов, признак общего неблагополучия, свидетельствующий о том, что детский организм по каким-то причинам ослаблен.

Известно, что к плохой осанке ведёт лишний вес. Но немногие знают, что чрезмерная худощавость не менее опасна! У очень худых детей формируется так называемая вялая осанка – живот выпячен, плечи висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.

Малышу бесполезно твердить о пользе ровной спины. Бесконечными окриками «Сядь ровно!» можно добиться прямо противоположного результата.

Проблема неправильного процесса формирования осанки существует и в нашем детском саду. Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмотреть ребёнка.

В своей работе я делаю это следующим образом. Ставлю ребёнка в хорошо освященном помещении спиной к себе на возвышении так, чтобы его лопатки находились на уровне моих глаз (ребёнок в трусах, но без майки). Разговариваю с ним, прошу рассказать стихотворение или задаю вопрос о его любимых игрушках или увлечениях для того, чтобы снять возникшее первоначальное напряжение и видеть естественную картину состояния позвоночника. Отмечаю спереди, как расположены плечи: составляют ли одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развёрнуты или сведены; смотрю со спины, не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья. На основе диагностики я подбираю физические упражнения для детей.

Цель программы: сформировать правильную осанку у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • обеспечить положительную мотивацию достижения правильной осанки, т.е. воспитать сознательное отношение детей к формированию и закреплению навыка правильной осанки;
  • сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительного удержания тела в правильном положении;
  • способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп спины, плечевого пояса, брюшного пресса, а также укреплению мышц, развивающих грудную клетку;
  • содействовать закреплению навыков осанки в различных условиях деятельности при выполнении ОРУ, а также упражнений прикладного характера (ходьба, бег, лазание, прыжки, висы и упоры), упражнений ритмической гимнастики, аэробики, подвижных игр.

Пути реализации:

  • консультации автора программы с врачами-специалистами детской городской поликлиники;
  • поиск информации в специальных источниках (медицинская литература по профилактике сколиоза, по оздоровлению детей; методическая литература по проведению занятий по физическому развитию детей в детском саду).

Информационно-образовательная работа с детьми:

  • первичныё осмотр детей медсестрой детского сада и педиатром детской городской поликлиники при поступлении в детский сад;
  • осмотр детей врачами-специалистами: хирургом, неврологом;
  • тестовое обследование первых признаков сколиоза у детей всех возрастных категорий;
  • комплексные мероприятия по профилактике и оздоровлению сколиоза (дневной сон на жёсткой поверхности), разработка комплексов утреней гимнастики и профилактические упражнения после сна во всех возрастных группах с учётом группы здоровья и возрастных особенностей детей;
  • взаимосвязь воспитателей медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации детского сада, с воспитателями и родителями в вопросах профилактики сколиоза;
  • обследование детей, предварительная и итоговая диагностика;
  • использование специальных упражнений на занятиях.

Все упражнения, направленные на закрепление осанки, распределены на четыре основные группы, которые классифицированы в зависимости от педагогических задач.

  1. Упражнения, направленные на создание представления о правильной осанке и её формирование.
  2. Упражнения на укрепление мышц, формирование мышечного корсета и развитие спины.
  3. Упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки.
  4. Коррекционные упражнения, направленные на исправление различных нарушений осанки.

Практическая значимость: программа может использоваться в учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста педагогами и инструкторами по физкультуре.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового и социально адаптированного ребенка.

Цели каждого занятия: сформировать правильную осанку у детей дошкольного возраста.

В течение всех занятий проходит сюжетная линия – дети помогают Карлику Носу (игрушке) сделать спину ровной и красивой.

№ занятия Время занятия Тема Структура занятия Работа с родителями
 1. 30мин. Что такое правильная осанка. (обучающее)
  1. Дать представление о правильной осанке.
  2. Игра «Угадай, где правильно».
  3. П/и «Весёлые Ёлочки».
Познакомить родителей с п/и «Весёлые Ёлочки». Обратить их внимание на положение различных частей тела ребёнка
 2. 30 мин. Береги свой позвоночник
  1. Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы.
  2. Комплекс пластической гимнастики с элементами корригирующей.
  3. П/И « Весёлые ёлочки.
  4. Гимнастика для укрепления мышц шеи.
  5. Упражнение, регулирующие мышечный тонус «Дерево».
Объяснить значимость позы для формирования осанки. Консультация: «С чего начать родителям».
3. 30 мин. «Почему мы двигаемся», познавательное. Дать понятие об опорно-двигательной системе (ст. 37) (мышцы).
  1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
  2. Комплекс пластической гимнастики с элементами корригирующей
  3. Беседа.П/И Кукушка.
  4. Физминутка «Я позвоночник берегу».
Предложить родителям обратить внимание на позу ребёнка при стоянии, ходьбе. Особо отметить привычное положение головы.
 4. 30 мин. «По ниточке». (фитнес).
  1.  Упражнения типа задания с речитативом.
  2. П/и « Кукушка»
  3. Познакомить с образной композицией с элементами танца «По ниточке».
  4. Упражнение на вытяжение позвоночника «Дельфин».
Провести с родителями анкетирование по определению привычной позы для ребёнка.
 5. 30 мин. «Зарядка для хвоста» (фитнес стр. 362).
  1. Упражнения типа задания с речитативом.
  2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста».
  3. Упражнение в образной композиции с элементами танца « по ниточке».
  4. Упражнение «Брыкание».
Предложить родителям побеседовать о правильной позе при сидении за столом; привлекать детей к оценке своей позы во время рисования, рассматривания картинок.
6. 30 мин. «Ребята и зверята»
  1. Упражнение-задание с речитативом.
  2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста».
  3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики.
  4. Упражнения для мышц шеи «Слон».
  5. П/и «Тигр на охоте».
  6. Релаксация под звучание музыки.
Подбор картинок, рисунков с изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе.
7. 30 мин. «Весёлые танцоры».
  1. П/и «Найди себе место».
  2. ЛПТ «Бег по кругу» (бегового характера познакомить).
  3. Ритмический танец «Зарядка для хвоста».
  4. П/и «Попляши и покружись – самым ловким окажись.
  5. Релаксация.
Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении и влияние осанки на состоянии грудной клетки работоспособности сердца и лёгких изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе.
8. 30 мин. Закрепление правильной осанки.
  1. П/и «Найди себе место».
  2. ЛПТ «Бег по кругу».
  3. Упражнение на само вытяжение.
  4. П/и «Попляши и покружись – самым ловким окажись».
  5. Релаксация.
Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза, предложить проводить этот комплекс ежедневно дома с детьми.
9. 30 мин. Закрепление правильной осанки.
  1. ЛПТ «Бег по кругу».
  2. ЛПТ «Солдатики».
  3. Упражнения в висе.
  4. П/и «Пятнашки».
  5. Релаксация.
Беседа «Влияние динамической и статической нагрузок на подготовку организма к школьному режиму».
10. 30 мин.  
  1. «Бег по кругу».
  2. ОРУ (исходное положение сидя лёжа, стоя), у гимнастической стенке.
  3. Упражнения в висе.
  4. П/и «Тише едешь дальше будешь».
  5. М/п «Ходим в шляпах».
Познакомить родителей с подвижной игрой «ходим в шляпах».
11. 30 мин. «Карлик Нос и Буратино»
  1. Ритмический танец «Кукла».
  2. Комплекс пластической гимнастики с элементами корригирующей.
  3. Упражнения мышц ног.
  4. Упражнения для снятия мышечного напряжения «Пружинки».
  5. П/и «Совушка - сова».
  6. Упражнения «Буратино».
Беседа на тему «Как приучить ребёнка делать зарядку.
12. 30 мин. Укрепляем мышцы «Мы куклы».
  1. Ритмический танец «Аэробика».
  2. Ритмический танец «Куклы».
  3. Комплекс пластической гимнастики.
  4. П/и «Два – три»
  5. П/и «Ходим в шляпах»
Познакомить родителей с комплексом корригирующей гимнастики.
13. 30 мин. «Мы танцоры».
  1. Ритмический танец «Аэробика».
  2. Ритмический танец «Кукла».
  3. Упражнения в низких и/п.
  4. «Попляши, покружись – самым ловким окажись.
Папка – передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой».
14. 30 мин. «Поможем Карлику-Носу».
  1. П/и «Найди себе место».
  2. Ритмический танец «Аэробика».
  3. Комплекс пластической гимнастики.
  4. Упражнения на само вытяжение.
  5. П/и «Передай ногами».
Консультация «Лебединая шейка».
15. 30 мин. «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
  1. ЛПТ «Прыгалка».
  2. Комплекс пластической гимнастики.
  3. Упражнения на самовытяжение.
  4. П/и «Не урони!»
Консультация «Воспитание правильной осанки у ребенка»
16. 30 мин. У Карлика Носа ровная спинка
  1. ЛПТ «Прыгалка».
  2. ОРУ Комплекс № 3.
  3. Упражнения в висе.
  4. П/И «Не урони».
Статья для родителей в газете «Берегите осанку детей».
17. 30 мин.  Диагностика
  1. Заключительная беседа «Зачем мы занимаемся физкультурой?».
Познакомить родителей с результатами диагностики.
18. 30 мин. КВН «Я здоровье берегу – Быть здоровым я хочу!».
  1. Задания и конкурсы
Оформить папку-передвижку с фотографиями о проведении КВН

Результативность работы по программе

Таблица динамики уровня освоения программы “ Береги осанку” за 2008-2009 гг.

2008-2009гг.
Количество детей (%) знает умеет
Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий уровень 8 38 5 29
Средний уровень 85 50 85 68
Низкий уровень 7 2 10 3

Литература:

  1. Васильева М.А., Комарова Т.С., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., -Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Воронцова О. //Дошкольное воспитание. № 9, 2009.
  3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. -М., 2004.
  4. Рябчикова Т.В., Кукушкина В.К., Каганова Л.А. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях- М., 2000.
  5. Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс», СпБ., Детство-пресс, 2007.
  6. Полтавцева Н.В., Н.А. Гордова. С физкультурой в ногу, из детского сада в школу (подготовительная группа). – М., Просвещение, 2004.