Пояснительная записка
Наблюдая за детьми во время физкультурных занятий, в свободной деятельности, на общеразвивающих занятиях, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые зафиксированы в медицинских картах детей.
Родители не всегда обращают внимание на такие мелочи. Им кажется, что ребёнок ещё слишком мал, чтобы прививать ему красивую осанку. Вот сядет за парту – тогда и будем следить, чтобы не сутулился! Однако именно сейчас, когда кроха активно растёт, а его позвоночник формируется и испытывает все возрастающие нагрузки, начинается его искривление. В результате признаки сколиоза обнаружились у детей еще до школы. В пользу такого диагноза говорят круглая спина, сутулые плечи, шаркающая походка…
Мамы считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного! Её можно и нужно выработать, даже если у ребёнка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младенчестве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на 1-м году позвоночник приобретает неправильную форму. Ведь дефект осанки - частый спутник многих хронических недугов, признак общего неблагополучия, свидетельствующий о том, что детский организм по каким-то причинам ослаблен.
Известно, что к плохой осанке ведёт лишний вес. Но немногие знают, что чрезмерная худощавость не менее опасна! У очень худых детей формируется так называемая вялая осанка – живот выпячен, плечи висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.
Малышу бесполезно твердить о пользе ровной спины. Бесконечными окриками «Сядь ровно!» можно добиться прямо противоположного результата.
Проблема неправильного процесса формирования осанки существует и в нашем детском саду. Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмотреть ребёнка.
В своей работе я делаю это следующим образом. Ставлю ребёнка в хорошо освященном помещении спиной к себе на возвышении так, чтобы его лопатки находились на уровне моих глаз (ребёнок в трусах, но без майки). Разговариваю с ним, прошу рассказать стихотворение или задаю вопрос о его любимых игрушках или увлечениях для того, чтобы снять возникшее первоначальное напряжение и видеть естественную картину состояния позвоночника. Отмечаю спереди, как расположены плечи: составляют ли одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развёрнуты или сведены; смотрю со спины, не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья. На основе диагностики я подбираю физические упражнения для детей.
Цель программы: сформировать правильную осанку у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- обеспечить положительную мотивацию достижения правильной осанки, т.е. воспитать сознательное отношение детей к формированию и закреплению навыка правильной осанки;
- сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительного удержания тела в правильном положении;
- способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп спины, плечевого пояса, брюшного пресса, а также укреплению мышц, развивающих грудную клетку;
- содействовать закреплению навыков осанки в различных условиях деятельности при выполнении ОРУ, а также упражнений прикладного характера (ходьба, бег, лазание, прыжки, висы и упоры), упражнений ритмической гимнастики, аэробики, подвижных игр.
Пути реализации:
- консультации автора программы с врачами-специалистами детской городской поликлиники;
- поиск информации в специальных источниках (медицинская литература по профилактике сколиоза, по оздоровлению детей; методическая литература по проведению занятий по физическому развитию детей в детском саду).
Информационно-образовательная работа с детьми:
- первичныё осмотр детей медсестрой детского сада и педиатром детской городской поликлиники при поступлении в детский сад;
- осмотр детей врачами-специалистами: хирургом, неврологом;
- тестовое обследование первых признаков сколиоза у детей всех возрастных категорий;
- комплексные мероприятия по профилактике и оздоровлению сколиоза (дневной сон на жёсткой поверхности), разработка комплексов утреней гимнастики и профилактические упражнения после сна во всех возрастных группах с учётом группы здоровья и возрастных особенностей детей;
- взаимосвязь воспитателей медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации детского сада, с воспитателями и родителями в вопросах профилактики сколиоза;
- обследование детей, предварительная и итоговая диагностика;
- использование специальных упражнений на занятиях.
Все упражнения, направленные на закрепление осанки, распределены на четыре основные группы, которые классифицированы в зависимости от педагогических задач.
- Упражнения, направленные на создание представления о правильной осанке и её формирование.
- Упражнения на укрепление мышц, формирование мышечного корсета и развитие спины.
- Упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки.
- Коррекционные упражнения, направленные на исправление различных нарушений осанки.
Практическая значимость: программа может использоваться в учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста педагогами и инструкторами по физкультуре.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового и социально адаптированного ребенка.
Цели каждого занятия: сформировать правильную осанку у детей дошкольного возраста.
В течение всех занятий проходит сюжетная линия – дети помогают Карлику Носу (игрушке) сделать спину ровной и красивой.
№ занятия | Время занятия | Тема | Структура занятия | Работа с родителями |
1. | 30мин. | Что такое правильная осанка. (обучающее) |
|
Познакомить родителей с п/и «Весёлые Ёлочки». Обратить их внимание на положение различных частей тела ребёнка |
2. | 30 мин. | Береги свой позвоночник |
|
Объяснить значимость позы для формирования осанки. Консультация: «С чего начать родителям». |
3. | 30 мин. | «Почему мы двигаемся», познавательное. Дать понятие об опорно-двигательной системе (ст. 37) (мышцы). |
|
Предложить родителям обратить внимание на позу ребёнка при стоянии, ходьбе. Особо отметить привычное положение головы. |
4. | 30 мин. | «По ниточке». (фитнес). |
|
Провести с родителями анкетирование по определению привычной позы для ребёнка. |
5. | 30 мин. | «Зарядка для хвоста» (фитнес стр. 362). |
|
Предложить родителям побеседовать о правильной позе при сидении за столом; привлекать детей к оценке своей позы во время рисования, рассматривания картинок. |
6. | 30 мин. | «Ребята и зверята» |
|
Подбор картинок, рисунков с изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе. |
7. | 30 мин. | «Весёлые танцоры». |
|
Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении и влияние осанки на состоянии грудной клетки работоспособности сердца и лёгких изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе. |
8. | 30 мин. | Закрепление правильной осанки. |
|
Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза, предложить проводить этот комплекс ежедневно дома с детьми. |
9. | 30 мин. | Закрепление правильной осанки. |
|
Беседа «Влияние динамической и статической нагрузок на подготовку организма к школьному режиму». |
10. | 30 мин. |
|
Познакомить родителей с подвижной игрой «ходим в шляпах». | |
11. | 30 мин. | «Карлик Нос и Буратино» |
|
Беседа на тему «Как приучить ребёнка делать зарядку. |
12. | 30 мин. | Укрепляем мышцы «Мы куклы». |
|
Познакомить родителей с комплексом корригирующей гимнастики. |
13. | 30 мин. | «Мы танцоры». |
|
Папка – передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой». |
14. | 30 мин. | «Поможем Карлику-Носу». |
|
Консультация «Лебединая шейка». |
15. | 30 мин. | «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка» |
|
Консультация «Воспитание правильной осанки у ребенка» |
16. | 30 мин. | У Карлика Носа ровная спинка |
|
Статья для родителей в газете «Берегите осанку детей». |
17. | 30 мин. | Диагностика |
|
Познакомить родителей с результатами диагностики. |
18. | 30 мин. | КВН «Я здоровье берегу – Быть здоровым я хочу!». |
|
Оформить папку-передвижку с фотографиями о проведении КВН |
Результативность работы по программе
Таблица динамики уровня освоения программы “ Береги осанку” за 2008-2009 гг.
2008-2009гг. | ||||
Количество детей (%) | знает | умеет | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | 8 | 38 | 5 | 29 |
Средний уровень | 85 | 50 | 85 | 68 |
Низкий уровень | 7 | 2 | 10 | 3 |
Литература:
- Васильева М.А., Комарова Т.С., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., -Мозаика-Синтез, 2009.
- Воронцова О. //Дошкольное воспитание. № 9, 2009.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. -М., 2004.
- Рябчикова Т.В., Кукушкина В.К., Каганова Л.А. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях- М., 2000.
- Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс», СпБ., Детство-пресс, 2007.
- Полтавцева Н.В., Н.А. Гордова. С физкультурой в ногу, из детского сада в школу (подготовительная группа). – М., Просвещение, 2004.