Применение технологии витагенного обучения на уроках биологии

Разделы: Биология


В одной из работ американского психолога Дж. Брунер говорится: «Истинным содержанием любого курса является человек, его природа как представителя биологического вида и факторы, формирующие и продолжающие формировать его человеческие качества». Желание учиться, интерес к новым знаниям – характерная черта рода человеческого. Заметить и развить этот интерес довольно трудно: современная практика обучения «скучным» наукам успешно «гасит» его. Но как только подлежащий усвоению материал возбуждает интерес ребенка, обучение становится привлекательным.

Связь обучения с жизнью – необходимое условие осознанных и прочных знаний. Как пример две задачи:

  • Задача 1. Гуляя по лесу, вы сильно поранились, и у вас началось кровотечение. Что вам нужно сделать?
  • Задача 2. Вы решили в саду вырастить цветы. Что вы при этом должны знать?

Практическая направленность этих задач способствует прочному усвоению знаний.

Чтобы вызвать интерес к своему предмету, уже на первых уроках я раскрываю перед учащимися своеобразие биологии как науки и заостряю внимание детей на ее значении в практической жизни.

Развитию познавательного интереса в изучении биологии способствует технология витагенного обучения.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Голографический подход – объемное восприятие и усвоение знаний. Он обеспечивается тремя проекциями: витагенной (жизненный опыт), дидактической (научной) и конструирующей (дополнительный источник информации).

В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не только к Знанию, сколько к Незнанию, в котором проявляется уровень овладения Знанием. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) – формула, которую помнит всякий думающий, ищущий учитель. Опора на жизненный опыт учащихся и учителей дает возможность реализовать персонально личностный подход, то есть осуществить обучение не только личности, но и индивидуальности и персоны.

Представляя технологию голографического метода в преподавании, остановлюсь лишь на нескольких приемах, используемых мною на уроках.

Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности учащихся, их умение соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы. Учащимся предлагается обращаться к жизнеописанию в тех случаях, когда в фактах собственной или чужой биографии они находят подтверждение или отрицание образовательной значимости информации, полученной в изложении учителя. Цель данного приема – свести витагенные знания со знаниями образовательными. Между ними практически всегда существуют расхождения, неизбежные между научными и житейскими представлениями человека.

Образовательная задача учителя – диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, показать образовательную ценность жизненного опыта учащихся.

Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Суть приема в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Прием позволяет определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создает психологическую установку на получение новой информации, дает возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций. Технология использования данного приема связана с несколькими возможными формами организации деятельности учащихся. Перечислим их:

  1. Прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?».
  2. Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации. Например: вы знаете, что, если молоко не убрать в холодильник на ночь, то оно испортится. Почему?
  3. Опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания. Например: зачем мне нужна биология. В дальнейшем, опираясь на такие письменные работы, выясняется степень их осведомленности по конкретной теме.

Эффективность данного приема обеспечивается тремя основными условиями:

  1. Содержание задачи актуализации жизненного опыта должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
  2. Форма актуализации также должна учитывать возрастные возможности детей.
  3. Любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу.

Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача – дополнить и насытить ее содержанием. Опора на ваш жизненный опыт».

Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее

потребность в самореализации. Стимулирующий фактор для учителя в использовании этого приема – надежда на быстрое и качественное решение конкретной образовательной задачи. Например, при изучении темы «Значение грибов» дети получили задание написать сочинение «Грибы в нашей жизни». Оказалось, что степень их осведомленности в этом вопросе весьма велика. Многие из них знают, какие грибы, где можно использовать и как. Из одного сочинения я узнала, что по питательности грибы не уступают мясу. Из другого – какие блюда можно приготовить из них с приложением рецепта.

Творческий потенциал наших детей поистине огромен.

Классификационные параметры витагенной технологии.

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропологическая.

Методологический подход: личностно-ориентированный, развивающий, исследовательский, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные и психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно- рефлекторная, развивающая.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП (действенно-практическая сфера) + ЗУН (знания, умения, навыки) + СУД (способы умственных действий) + СУМ (самоуправляющий механизм личности).

Характер содержания: воспитательный + обучающий + общеобразовательный + профессиональный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, развивающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + индивидуальная.

Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие + проблемные.

Организационные формы: альтернативные, индивидуальная, групповая.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + компьютерные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: альтернативное.

Категории объектов: все категории.