Цели:
- Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкине.
- Расширить диалогическую речь учащихся, творческие способности детей.
- Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, иллюстрации к сказкам, инсценировка сказки, презентация (приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
Слайд 1. (портрет А.С. Пушкина)
На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством А.С. Пушкина, узнали его биографию, прочитали много стихов и сказок этого великого русского поэта-сказочника. При жизни его называли «Солнцем русской поэзии». Прошло больше 100 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся всё ближе, дороже и нужнее.
III. Ребята, сегодня мы проведем КВН по произведениям А.С. Пушкина.
За каждый правильный ответ вы получите звездочку, а в конце мы выявим, какая команда победила.
1. «Биография А.С. Пушкина»
- Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)
- Когда он родился? (6 июня 1799 года)
- Каким был А.С. Пушкин в раннем детстве? (толстенький, увалень)
- Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна)
- Какая фамилия была у Арины Родионовны? (Яковлева)
- Как ласково называла его няня? (Мой свет, ясно солнышко, милый ангел)
- Что говорила няня укладывая спать (спи глазок, спи другой, о хорошем думай)
- Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал)
- Как звали бабушку А.С. Пушкина? (Мария Александровна)
- В каком учебном заведении учился А.С. Пушкина? (Царский лицей)
Молодцы!
Ребята, кто сказал слова: «Что за прелесть эти сказки!» (А.С. Пушкин)
Слайд 2.
Да, ребята это Александр Сергеевич написал своему брату из Михайловского.
Ну что ж отправляемся смело вперёд.
Нас пушкинских сказок ждёт городок.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. В длинные, зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна. Как и в детстве рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Под его лёгким и быстрым пером некоторые из его сказок превращались в свободные и певучие стихи. Чтобы разойтись по всей стране, по всему миру обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей. Жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочёл сказки впервые. Будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив в двойне.
2. Инсценировка сказки «Сказка о золотой рыбке»
А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении.
3. Какое из выражений не принадлежит сказкам А.С. Пушкина?
Укажите правильный ответ.
Задание А
-
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? -
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря. -
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. -
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. -
Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. -
В долгом времени аль вскоре
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Задание Б
Вы видите предметы: (яблоко, яйцо, орешек, сеть, лук)
Слайд 3. Какой из них не связан с событиями сказок А.С. Пушкина?
Задание В. .
Внимание! На экране герои сказок. Кто из них является героями сказок А.С. Пушкина?
Из каких они сказок?
Слайд 4.
Какие из иллюстраций написаны к сказкам А.С. Пушкина?
Слайд 5. Из каких они сказок?
IV. Узнайте сказку.
Слайд 6
1) В какой сказке « Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»?
(«Сказка о царе Салтане…»)
Какое из перечисленных чудес не описано А.С. Пушкиным?
-
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая. -
Кони ржали и храпели.
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завиток,
Хвост струиться золотой,
И алмазные копыта
Крупным жемчугом обиты.
Любо-дорого смотреть! -
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря. -
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Слайд 7
Какое четверостишие подходит к рисунку из данной сказки?
Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)
Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор)
В кого превращался царь Гвидон ? (В муху, комара, шмеля)
Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем)
Слайд 8
Из слова КОРАБЕЛЬЩИКИ необходимо составить как можно больше слов.
Слайд 9
Откуда этот отрывок?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»
Слайд10
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте вспомним подробности сказки.
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
Чей это портрет? (Портрет царицы-мачехи.)
Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную,
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам».
(Чернавке, сенной девушке своей.)
К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру)
С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?
«Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и беле».
Каким фруктом отравилась царевна? (яблоком)
Чем закончились поиски царевича Елисея?
Узнай сказку по следующим словам.
Базар, жадность, лошадь, оброк, море, щелчок. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Слайд 11
За, что согласился служить Балда попу? (В год за 3 щелчка)
Как работал Балда? («Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.»).
С кого велел собрать недоимки за 3 года? (с чертей)
За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (за три года)
Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости ? (…вышлю к тебе внука)
Кто бегал на перегонки с чертёнком? (заяц)
Чем закончилась данная сказка? (Балда отдал оброк и стал требовать платы. С первого щелчка подпрыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, с третьего щелчка вышибло ум у старика.)
Физминутка:
Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы хлопните в ладоши. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присядете.
Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская царица, Чебурашка, Черномор, Иван-царевич, Балда, Кот в сапогах, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Красная Шапочка, Семеро козлят, Золотая рыбка, Барби, Чародей, зеркальце.
Из какой сказки этот отрывок?
«Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку».
(«Сказка о золотом петушке»)
Слайд 12
Где сидел петушок? (на спице)
Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в сторону опасности и кричал)
Что просил в награду об услуге мудрец-звездочёт? (исполнить его первую волю)
Какова была воля звездочёта? (Подарить Шамаханскую царицу)
Задание: найти спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться горизонтально, вертикально.
а | п | р | г | у | в | л | а | д | ы | ч | и | ц | а | н |
р | ы | б | к | а | о | ч | р | о | г | а | я | п | о | а |
м | т | ь | о | л | д | в | о | р | я | н | к | а | м | т |
с | о | н | ы | и | а | ы | п | т | ф | й | м | л | у | ф |
я | м | е | т | т | з | к | ь | р | а | т | о | х | з | э |
н | е | в | о | д | у | й | я | о | ц | а | р | и | ц | а |
д | б | ю | з | х | м | н | ж | щ | ы | к | е | т | о | ц |
Слайд 13
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Сколько лет жил старик со старухой? (30 лет и 3 года)
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал рыбку? (3 раза)
Что просила старуха? (новое корыто, избу)
Кем она хотела стать? (столбовою дворянкой, вольною царицей)
Какое желание рыбка не исполнила? (стать владычицей морской )
Домашнее задание
Ребята домашним заданием было приготовить вопросы по сказкам А.С. Пушкина.
Каждая команда по очереди будет задавать вопросы своим соперникам.
Вспомните сказки. Вместо точек поставьте нужное слово
- Царь … (Дадон, Салтан )
- Князь … (Гвидон)
- Королевич … (Елисей)
- Работник … (Балда)
- Дядька … (Черномор)
- Царевна … (Лебедь)
- Сенная девушка … (Чернавка)
- Сватья баба … (Бабариха)
- Пес … (Соколко)
- Остров … (Буян)
- Рыбка … (Золотая)
8) Расшифруйте название сказки
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Ц | С | Е | Б | Ж | Я |
2 | А | Г | Ы | П | М | Т |
3 | Р | К | З | Д | И | В |
4 | О | З | Х | У | Н | Ч |
5 | Ш | Ю | Ё | Л | И | Щ |
1-е слово 1б, 3б, 2а, 3в, 3б, 2а 2-е слово 4а 3-е слово 2д, 5в, 3а, 2е, 3е, 4а, 5д 4-е слово 1а, 2а, 3а, 1в, 3е, 4д, 1е |
1-е слово 1б, 3б, 2а, 3в, 3б, 2а 2-е слово 4а 3-е слово 1а, 2а, 3а, 1в 4-е слово 1б, 2а, 5г, 2е, 2а, 4д, 1в |
Заключительным испытанием нашего КВН будет разгадывание кроссворда.
Кроссворд
- Как звали князя в сказке о царе Салтане?
- Во что посадили царевну и её сына?
- Кто помогал Гвидону в исполнении его желаний?
- Как звали работника попа?
- «Посмотрим , какова у тебя сила
Видишь там сивая …» (сказка о попе и его работнике Балде) - С кем царевна была:
«Добродушна, весела
С ним приветливо шутила
И красуясь, говорила » - На что посадили петушка?
- Что вынул неводом старик второй раз?
- Кем хотела стать старуха?
V. Подведение итогов конкурса.
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время длится
Были вы, друзья отважны,
Не боялись злых героев
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться ,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться
В этом вам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои с вами встретятся опять!
Награждение.
VI. Итог урока:
– Вы так хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце.
Захотелось ли вам ещё ближе познакомиться с произведениями А.С. Пушкина?