Урок окружающего мира: "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
  3. Рисунки гербов.
  4. Магнитная доска, магниты.
  5. Физическая карта городов Золотого кольца.
  6. Украшения из финифти.
  7. Значки городов «Золотого кольца».
  8. Учебники, рабочие тетради.
  9. Кроссворд.
  10. Игра «Отгадай город по описанию».

Ход урока

I. Оргмомент:

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

II. Объявление темы урока:

Мы начинаем изучать новую тему «Путешествие по городам и странам». Сегодня мы побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

III. Работа по теме:

Слайд 3.

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Слайд4.

А вот на чём, попробуйте отгадать:

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Слайд 4.

Правильно. Это школьный автобус.

Слайд 5.

Рассмотрите карту нашего путешествия. «Золотое кольцо». Это замечательное название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных древних городов северо-восточной Руси:

Слайд 5.

Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Суздаля, Владимира. В истории Русской земли они занимают особое место. Слайд 6.

Здесь складывалось единое русское государство, ставшее потом великой империей. Здесь, во Владимиро-суздальской земле, копилась сила для будущих побед над монголо-татарами.

А в лихолетье, названное смутным временем, в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин ценою своей жизни спас жизнь русскому царю, а значит, и будущее России.

Путешествие по Золотому Кольцу начинается в столице нашей родины – Москве. В древности оно начиналось от проезжих башен Кремля.

Слайд 7.

И первым городом, в который дорога приводила паломников, был Сергиев Посад. Троицкая дорога вела к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу земли русской – преподобному Сергию Радонежскому.

1 ученик:

Слайд 8.

Как не похожа теперь эта местность на поросший вековым лесом холм Маковец, в непроходимых дебрях которого преподобный Сергий своими руками срубил первую деревянную церковку. Теперь здесь красуется знаменитая Троице-Сергиева лавра, а вокруг – небольшой городок Сергиев Посад с храмами и старинными домиками на тихих улочках. Ещё при жизни преподобного Сергия вокруг обители стали селиться люди. Они просили у него благословения, чтобы жить здесь, расчищали лес, ставили избы. Так появился город, ставший любимым местом паломников-богомольцев и просто путешественников.

С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.

Слайд 8.

«Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

Слайд 9.

Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь, с величественными соборами, Троицким и Успенским, с синими в золотых звёздах куполами, нарядными церквями и палатами. На территории лавры находятся корпуса Духовной академии и семинарии.

2 ученик:

1. Работа с картой.

За лесами Великого Ополья – плодородных равнин, начинающихся у Владимира и доходящих до Ростова Великого, лежит Плещеево озеро. В XII веке Юрий Долгорукий основал на берегу озера новый город, названный Переяславлем.

Слайд №10.

Шли по дорогам путники, плыли по рекам из Киева в Ростов, из Новгорода в Суздаль купцы – никому не миновать этих мест.

Сушатся на берегу рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.… Славится озеро рыбой, знаменитой «селёдкой переславской».

Князь Юрий Долгорукий решил обустроить город и, прежде всего, заложил каменную церковь Преображения Господня.

Слайд 11.

Могучие стены Спасо-Преображенского собора удивляют и сейчас. Внутри стены собора были покрыты великолепными фресками, однако в конце 19 века росписи были уничтожены.

Слайд 11.

Рядом с собором стоит шатровая церковь Петра Митрополита, в котором хранилась городская казна.

Слайд 12.

Мало на Руси городов, в которых до сей поры сохранилось столько памятников древней архитектуры и искусства.

Слайд 13.

А ещё в Переславле – Залесском неподалёку от Симеоновского храма в деревянном доме расположен уникальный музей утюга, в котором собрано более 150 видов утюгов самых различных форм.

3 ученик:

Слайд 14.

Широко разлилось славное озеро Неро. Широко, да не глубоко. Называли его иногда «морем тинным».

– Ой, ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?
– Оттого зовут меня озером,
Что песку во мне нет на донышке
И что нет во мне рыб заморских… (Поёт ученица.)

Слайд 15.

Это старинная песня про Неро-озеро. А над озером, словно город сказочный, стоит Ростов Великий.

Этот город – один из самых древних в золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим.

Слайд 15.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Слайд 16.

Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. (Слушаем Ростовский колокольный звон.)

Слайд 17.

А ещё славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. В огне и жаре рождаются чудесные рисунки на эмали. Словно драгоценные камни с картинками – тут узоры и цветы, пейзажи и портреты. Это очень красивые эмалевые украшения – броши, серьги, браслеты. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение (показ эмалевых украшений).

4 ученик:

2. Работа с картой.

Слайд 18.

Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич. Он стоит на реке Волге. Слайд 19.

Углич известен с 937 года. В Угличе в ссылке вместе со своей матерью Марией Нагой находился малолетний царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного. 15 мая 1591 года весенним утром в Угличе ударили в набат. Народ бросился на княжеский двор. Там увидели страшное зрелище: на земле – окровавленное тело царевича Дмитрия. А над ним – обезумевшая от горя мать.

Слайд 19.

Так погиб при невыясненных обстоятельствах наследник царского трона восьмилетний царевич Дмитрий.

Слайд 20.

В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

5 ученик:

Слайд 21.

Жемчужина «Золотого кольца России», город Ярославль, расположен на берегу реки Волги, там, где в неё впадает речка Которосль. Город был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь.

Слайд 22.

Старинное предание рассказывает о том, что на месте современного Ярославля когда-то находилось древнее языческое селение. Ярослав с дружиной захватил его, разрубил боевым топором языческое изображение медведя и основал город-крепость. Другая легенда рассказывает о том, что князь на этом месте убил живого медведя. Как бы то ни было, изображение медведя до сих пор присутствует в гербе города.

Слайд 23.

Князь Ярослав вскоре стал великим князем киевским. И мы знаем его под именем Ярослава Мудрого.

Слайд 24.

В центре города можно увидеть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый профессиональный общедоступный театр.

Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Слайд 25.

Наивысшего расцвета Ярославль достиг в 17 веке. Именно в этот период были возведены многие церкви, которые сейчас считаются памятниками архитектуры и истории.

IV. Физкультминутка:

Учитель: Дальше мы отправимся в путешествие после того, как отдохнём.

Завели автобус мы
Р-р-р-р-р-р-р-р.
Накачали шины мы
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей
Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.
Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
На скамеечку присядем,
Ручки, ноженьки потянем.
Ещё минутку отдохнём
И работать все начнём.

6 ученик:

Слайд 26.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома. Кострома – речной порт, центр Костромской области.

3. Работа с учебником.

Откройте учебники на 93 странице, читаем со второго абзаца:

Слайд 27.

«Если посмотреть на план города, то можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Слайд 27.

В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…»

ученик:

Слайд 28.

Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.

Слайд 28.

В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7 ученик:

Слайд 29.

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Слайд 29.

Многие древние города Руси в настоящее время стали похожи на небольшие посёлки, а количество населения в них неуклонно уменьшается. Однако это только помогает им сохранять свой исторический облик и становиться центрами туризма. Именно таким является городок Плёс, расположенный в ивановской области.

Уже в конце позапрошлого века Плёс стал популярным местом отдыха для москвичей. Там появились дачные посёлки, а развивающееся пароходство только способствовало наплыву туристов.

Слайд 30.

Плёс стал настоящим культурным центром: его облюбовали писатели и художники. Так, например, И.И. Левитан много раз бывал в этих местах и написал несколько пейзажей плёсского края.

Слайд 30.

Бывал в городе и известный певец Фёдор Иванович Шаляпин.

8 ученик:

Слайд 31.

Из Плёса мы отправимся в Суздаль – всемирно известный город-музей. Душа настраивается на особый лад.

Слайд 32.

Древностью веет от этой легендарной земли. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.

Суздаль не зря называют уникальным музеем под открытым небом. Здесь расположено более 200 памятников архитектуры и истории, наглядно демонстрирующих различные архитектурные стили и композиции, которые были популярны в том или ином веке. Маленькие церковки и большие соборы, «летние и «зимние», шатровые и купольные, с колокольней и без неё.…Каждая церковь в Суздале особенная и чем-нибудь выделяется среди других. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Давайте посмотрим на эту красоту.

Слайд 33.

Слайд 34.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева.

4. Работа с учебником.

Слайд 35.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города).

Слайд 36.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира.

Слайд 36.

Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота.

Слайд 36.

Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Слайд 36.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

V. Закрепление.

1. Беседа:

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

– Покажите на карте эти города.

– В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? (Сергиев Посад.)

– Что такое финифть? (Красивые эмалевые украшения.)

– В каком городе её делают? (В Переславле-Залесском.)

2. Работа с тетрадью.

Учитель:

Ребята, откройте тетради на 47 странице, найдите задание №4. Нужно соединить линиями названия городов с именами великих людей, в честь которых они названы.

Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах.)

– А город Сергиев Посад? (Сергий Радонежский.)

– Какой ещё есть город в Золотом кольце, основанный известным человеком, князем? (Ярославль.)

– Почему он так называется? (Его основал князь Ярослав Мудрый.)

3. Игра «Узнай города по описанию»:

Учитель:

Поиграем в игру «Узнай города по описанию»

Слайд 37.

Если вы назовёте город правильно, компьютер покажет ответ.

  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. (Сергиев Посад)
  2. Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они находятся, стоят старинные торговые ряды. (Кострома)
  3. Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод. (Углич)
  4. Этот город называют городом-музеем под открытым небом. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

4. Работа с тетрадью.

Учитель:

А теперь, проверим, знаете ли вы достопримечательности городов. Найдите в рабочих тетрадях задание №5 на странице 48, читаем его: вырежи из приложения тетради на странице 85 фотографии и наклей их в нужное окошко. Укажи стрелками названия городов.

Начинаем его выполнять.

5. Кроссворд.

А теперь давайте повторим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

Слайд 38.

  1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
  4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)
  5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

– В каких древних русских городах мы побывали сегодня на экскурсии?

– Попробуйте объяснить название «Золотое кольцо».

Учитель: Вы все правильно высказали свою точку зрения, отвечая на поставленный вопрос. А теперь послушайте, что об этом говорится в Интернете.

«Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощённое в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей XII-XVI веков доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни, в Боге – секрет могущества нашей Родины, её процветания.

Если посмотреть на карту, то становится понятно, почему маршрут по этим местам стал называться «кольцом». Он напоминает форму кольца. Его протяжённость – 1000 км».

– Кому из вас понравился этот урок?

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр.88-97);
  2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.98-99);
  3. Выполнить задание №2 в рабочей тетради (46).

Презентация.