Цели: знакомство с новыми звуками и буквами; чтение слов с изученными буквами; закрепление умения обозначать на письме звуки [ф], [ф’]; развивать мышление; воспитывать уважительное отношение к государственному флагу; формирование представлений о происхождении российского флага; обобщение знаний о водном транспорте; развитие познавательных интересов.
Задачи: учить работе с учебником, развивать навыки чтения и письма.
Оборудование: учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, «Пропись №4»; проектор, рисунок «филин», карта путешествия, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели по счету?
- Как он называется?
2. Повторение.
1. Цели и задачи.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие, но непростое, а морское. В путешествии мы узнаем очень много нового, повторим ранее изученное.
– Мы поплывем по морю в «Страну знаний».
– А вы знаете, где находится «Страна знаний»?
– Поможет нам в этом карта. (Открывается доска.) Приложение 1.
– Посмотрите, на карте много островов. На каждом острове есть задания.
– Итак, отправляемся в путешествие. Так как путешествие морское, то поплывём мы на водном транспорте.
– Какой водный транспорт вы знаете? Приложение 2. Презентация.
– В путешествие мы отплываем вот на этой лодке. (Слайд 2)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывёт себе в волнах
Прямо к острову «Повторяй-ка»
2. Повторение изученного материала.
– На этом острове мы должны повторить по ленте букв все изученные звуки.
– Назовите гласные, которые смягчают предшествующий согласный звук. (я, ё, ю, и, е)
– Назовите гласные, которые указывают на твёрдость предшествующего согласного. (а, о, у, ы, э)
– Назовите парные согласные звуки. (б - п, г - к, д - т, ж - ш, з - с)
– А теперь только звонкие парные согласные. (б, г, д, ж, з)
– Только глухие парные согласные. (п, к, т, ш, с)
– Назовите согласные, которые всегда твёрдые. (ж, ш, ц)
– Назовите согласные, которые всегда мягкие. (ч, щ)
– Назовите букву, которая не имеет звука. (ь)
– Хорошо, повторили, отправляемся дальше. А дальше мы поплывём вот на этом корабле с парусами. (Слайд 3)
– Кто первым в России сделал такой корабль? Что об этом вы знаете? (Высказывание детей)
Поплыли дальше.
3. Работа над новым материалом.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывёт себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова «Повторяй-ка»
Прямо к острову «Запоминай-ка».
– А хозяина этого острова вы отгадаете, послушав загадку.
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
(Картинка вывешивается на доску)
– Филин поможет нам изучить и запомнить новые звуки и буквы.
1. Выделение звуков.
– Филин, посмотрите на схему. Сколько в слове слогов?
– Какой звук слышите в начале слова?
– Какой он?
– Сейчас зима, и филин оделся в шарф. Произнесите слово шарф.
– Сколько в слове слогов? Какой звук слышите в конце слова? Охарактеризуйте его.
2. Знакомство с буквой
– На письме эти звуки обозначаются буквой «эф». (Вывешивается на доску)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Всем известно без подсказки:
Буква «Ф» – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– Почему на плакате четыре буквы ф? (Две печатные – заглавная и строчная; две письменные – заглавная и строчная.)
3. Чтение слогов-слияний.
– А теперь прочитаем слоги-слияния с буквой ф. (Чтение по учебнику: сначала один, а потом хором.)
– Прочитайте мягкие слоги, а теперь твёрдые. Дополним слоги до полных слов.
фа | фе | фи | фо | фу |
фазан | февраль | фиалка | фонари | футбол |
факел | фехтование | фикус | фото | фуражка |
фанера | фейерверк | физкультура | фонтан | фуфайка |
– Хорошо, мы отправляемся дальше, а поплывём на пассажирском теплоходе. (Слайд 4)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывёт себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова «Запоминай-ка»
Прямо к острову «Чистописай-ка».
4. Работа в «Прописи» на стр.30.
– На этом острове мы закрепим умение обозначать изученные звуки буквами.
- Обвести узор по контуру.
- Сравнить печатную букву с письменной.
- Графический анализ элементов, из которых состоит буква «ф».
– Из каких элементов состоит буква ф? Письмо детьми элементов буквы. - Показ и объяснение учителем написания буквы «ф».
- Упражнения в написании буквы «ф» учениками.
- Письмо по образцу слогов-слияний: прочитаем слоги и запишем их.
фа, фы, фу, фе
– Хорошо, продолжаем дальше путешествие на военном Крейсере. (Слайд 5)
5. Физминутка.
(Под музыку «Чунга-чанга»).
6. Продолжение
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывёт себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова «Чистописай-ка»
Прямо к острову «Отдыхай-ка»
– Отправляемся дальше. По карте мы направляемся на север, а на севере вечные снега и холод. Мы пересаживаемся на Ледокол. (Слайд 6)
Это большой, мощный корабль, который ломает толстый лёд.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывёт себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова «Отдыхай-ка»
Прямо к острову «Читай-ка»
7. Работа в Азбуке на стр.194-195.
1. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
– На этом острове мы с вами прочитаем слова и объясним их лексическое значение. (стр. 195 вверху)
Дети читают по цепочке
- Телефон – средство связи.
- Телеграф – все средства связи.
- Ферма – здание для домашнего скота.
- Асфальт – покрытие дороги.
- Фотография – изображение кого-либо.
- Фабрика – работают люди и выпускают одежду.
- Флаг – символ государства.
2. Внеклассное чтение.
Немного из истории флага нам расскажет … (ученик)
– Флаг – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства, от других государств, его самостоятельность. Флаг постоянно развевается над зданиями Администрации Президента, Правительства, Совета Министров, Государственной Думой, областных и районных органов местного самоуправления.
– А у нас в Орешково, где флаг висит? (Да, над зданием администрации)
– Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для морских судов России.
– А почему он трёхцветный, знаете?
– Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира. Внизу – мир физический (природный) красный, выше – небесный, голубой; ещё выше – мир Божественный, белый.
Цвет первых стягов славян был красный. Этот цвет наиболее заметный яркий. На Руси всё самое красивое называли красным: красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честь, красный – смелость и великодушие.
3. Значение и понятие слова флот.
– Мы сегодня путешествуем на разных видах водного транспорта. Всё это одним словом - флот.
4.Звукобуквенный анализ слова флот.
Флот – 1слог.
Ф – согласный, глухой, твёрдый.
Л – согласный, звонкий, твёрдый.
О – гласный.
Т – согласный, глухой, твёрдый.
8. Обобщение.
– Итак, мы с вами приплыли в страну знаний и узнали много нового.
– Что же вы узнали?
– На протяжении всего урока вы слышали слова:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывёт себе в волнах
На раздутых парусах.
– Откуда эти строки и кто их автор? («Сказка о царе Салтане…» автор А.С. Пушкин.)
– В заключении нам осталось прочитать стихотворение А.С. Пушкина.
Читает ученик.
– О чём идет речь?