Урок обучения грамоте: "Заглавная буква. Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с заглавной буквой Ч, её употреблением в именах, фамилиях, географических названиях,
  • развивать орфографическую зоркость, учить соотносить звуки речи в сопоставлении с буквами, развивать умения слышать звучащее слово, устную монологическую речь учащихся;
  • дать понятие о словах, обозначающих название предметов и отвечающих на вопросы: Кто? Что?, соотносить вопросы Кто? Что? к слову-названию предмета;
  • воспитывать сопереживание, умение коллективно работать.

Оборудование: лента букв, запись на доске, выставка книг, конверты с раздаточным материалом, игрушки – Чиполлино, Чебурашка, круги для фонетического анализа, цветные мелки, мяч, проигрыватель, грамзаписи произведений Чуковского, Чайковского.

ХОД УРОКА

1. Мотивационный момент

2. Актуализация знаний.

Игра « Буква потерялась»

Чиполлино принёс вам игру. Нужно вставить букву, чтобы получилось слово (на доске).
У_еник, мя_, _тение, зада_а, ту_а,ру_ка.
– Какую букву вставили?
– Дайте характеристику звуку [ ч'].

3. Формирование новых знаний

– Сообщение темы и цели урока.
– В каких случаях пишется заглавная буква Ч?
– Работа по учебнику (стр. 164-165)
– Прочитайте про себя имена и фамилии известных людей (со слабыми учащимися читает учитель).
– Чьи фамилии вам знакомы?
– Что написал К.И.Чуковский? (работа с выставкой книг)

Рассказ учителя о К.И.Чуковском (показ портрета)

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»... Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

(Прослушивание грамзаписи отрывков из произведений Чуковского).

– Что вы знаете об Е.И.Чарушине? (Работа с выставкой книг).

Рассказ учителя об Е.И.Чарушине (показ портрета)

Вся жизнь писателя связана с миром природы, с миром зверей. С детства любил животных, много читал книг о природе. Все детские впечатления потом помогли писателю в творчестве.

– Чьи фамилии вы слышите впервые?
– Прочитайте первое предложение вслух (жужжащее).
– Кто такой П.И.Чайковский? (показ портрета)

Рассказ учителя о П.И.Чайковском (под его музыку).

Чайковский П.И. – русский композитор, родился в Удмурдии. Учился в Петербургской консерватории. Тонкий лирик, чуткий психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека, картины и образы родной природы. Писал симфонии, оперы, фортепьянные пьесы (цикл «Времена года»), романсы и т. д.
– Назовите опасные места в тексте?

4. Физминутка

5. Работа по доске

– Прочитайте 2 столбик слов (про себя – орфографически вслух): Чита, Челябинск, Чувашия, Чусовая, Черемшанка.
– Что эти слова обозначают?

6. Работа по учебнику.

– Прочитайте 1 строчку.
– Что это такое?
– Прочитайте последнее слово.
– Прочитайте, как Азбука поясняет это слово.
– Прочитайте последнюю строчку.
– Прочитайте предложение о Чусовой.
– Каких нет слов в Азбуке? (Рассказ о Черемхово с использованием буклета о городе).
– Почему все слова написаны с заглавной буквы?

7. Работа по  доске.

– Сказочный герой Чебурашка распределил слова в 2 столбика. Определите, по какому признаку (запись на доске).

Кто?            Что?
человек       речка
зайчик        тучка
чайка          дачка

Работа над лексическим значением слов (живое – неживое).

8. Игра «Кто? Что?».

В конвертах иллюстрации. Девочки должны выбрать картинки, обозначающих живые предметы, отвечающих на вопрос Кто?, а мальчики – неживые предметы, отвечающие на вопрос Что?
Работа над фонетическим анализом слов.
Печатают – «звуко-буквенный анализ»  (4 человека около доски) –  взаимопроверка.

9. Динамическая пауза

10. Работа над текстом

«Игра в слова»

– Прогнозирование текста по заглавию и иллюстрации.
– О чём текст?
– Давайте проверим свои предположения.
– Чтение вслух учителем и сильными учащимися. Черемхово, Чебоксары
– Какой вопрос подойдёт к Чебурашке: Кто? или Что? (Дальше вслух до слов).
– Как будем играть в игру? (Слово – вопрос).
– Расскажите условие игры.
– Учитель – слово, ученики – вопрос…
– Теперь дочитайте текст самостоятельно орфоэпически.
– Изменилось ли условие игры?

11. Итог

– Что нового узнали на уроке?
– Расскажите о звуке [ ч'].
– Спасибо всем за урок.