ПРЕДМЕТ: Кубановедение.
КЛАСС: 3.
РАЗДЕЛ: Композиторы Кубани.
Цели:
- Обучающая: познакомить детей с деятельностью В.Г. Захарченко, с творчеством современного состава Кубанского казачьего хора.
- Развивающая: развивать интерес и уважение к истории и культуре родного края, его традициям.
- Воспитывающая: прививать любовь к малой Родине через творчество Кубанского казачьего хора.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей возникновения Кубанского казачьего хора.
- Познакомить с деятельностью художественного руководителя В.Г. Захарченко, рассказать о его творческом пути.
- Систематизировать знания учащихся о родном крае, его прошлом и настоящем.
- Развивать интерес к этнографии родного края через загадки и поговорки.
- Расширять знания учащихся о народных инструментах. Развивать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
- Развивать артистические способности учащихся через творческую деятельность в детском фольклорном ансамбле «Весёлые казачата»
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, мультимедийная доска, проектор; народные музыкальные инструменты: бубен, ложки, маракасы, трещётки; флаг, герб Краснодарского края, магнитофон, CD диск с записью песни «Любо, братцы, любо», гимна Кубани.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мальчик и девочка в костюмах казачат проводят блиц опрос учащихся.
– Здравствуйте ребята, мы – веселые казачата, ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.
– Что вы знаете о Кубанском казачьем хоре?
– Ребята, знаете ли вы, кто такой В.Захарченко?
– А кто из вас видел выступление Кубанского казачьего хора?
– А какое событие отмечает вся наша Кубань в этом году?
Слайды 1-2. Презентация
Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
Исполняется фрагмент песни «Любо, братцы, любо».
2.Рассказ учителя о жизни и творчестве В. Г. Захарченко.
Перед вами художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
22 марта вся наша страна отмечала юбилей В.Г.Захарченко.
«Богата кубанская земля прекрасными народными песнями, танцами, обрядами. Щедро рассыпаны эти сокровища по кубанским казачьим станицам и хуторам. И нужен был человек с горячим сердцем и истинной любовью к народу, чтобы собрать и вернуть эти сокровища народного творчества людям в первозданном виде. Таким человеком стал Виктор Захарченко…» - так пишут русские газеты.
Казачата:
– Интересно, а как все начиналось?
– Каким было детство Виктора Григорьевича?
– Кем он хотел стать, когда был ребенком?
Учитель: И так, все по порядку.
2.1. Детство Виктора Гавриловича
Слайды 3-5.
Витя с семьёй |
Витя Захарченко с сестрой Верой |
Учитель: Виктор Гаврилович родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Краснодарского края. Сам он о себе говорит так: «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду».
Слайды 6-7. В.Захарченко – студент музыкально-педагогического училища.
Учитель: После школы Виктор Захарченко поступает и заканчивает Краснодарское музыкально-педагогическое училище, дальше учится в Новосибирской государственной консерватории им.Глинки, заканчивает аспирантуру в ГМПИ им. Гнесиных. В настоящее время Виктор Гаврилович является доктором искусствоведения, профессором.
Казачата:
– Интересно, а как Виктор Гаврилович познакомился с Кубанским казачьим хором?
– Ведь мы знаем, что Кубанский казачий хор был образован очень давно.
Учитель:
– А ну-ка, дорогие казачата, расскажите, что вы знаете о Кубанском казачьем хоре?
2.2. История возникновения Кубанского казачьего хора.
Слайды 8-10.
Казачата:
– Мы знаем, что профессиональная музыкальная деятельность на Кубани была заложена 14 октября 1811 года. В те далекие годы этот коллектив назывался Черноморским Войсковым певческим хором.
– У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протеирей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский.
Кирилл Россинский
– В 1939 году в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.
2.3. Заслуги коллектива.
Учитель: Молодцы, ребята! Интересно рассказываете. Я продолжу ваш рассказ. В 1974 году художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор В.Г. Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления.
В 1975 году хор стал лауреатом 1 Всероссийского смотра – конкурса государственных народных хоров в Москве.
В 1988 году Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов.
В 1990 году хор становиться лауреатом государственной премии Украины им.Т. Шевченко, а в 1993 году коллективу присвоено звание «академический».
2.4. Захарченко-фольклорист.
Слайды 11-20.
В настоящее время кроме активной гасторльно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклорист бывает в самых отдаленных уголках нашего края и записывает песни, которые пели наши предки, выведывая их у сторожилов станиц и хуторов.
Казачата:
– Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни.
– Проверим, знакомы ли вы с ним. Эти слова встречаются в песнях Кубанского казачьего хора:
- Люлька (трубка для курения)
- Дывиться (смотреть)
- Цыбуля (лук)
- Торба (мешок)
- Кочет (петух)
- Тын (сплошной забор)
- Вечерять (ужинать)
- Черкеска (длинный кафтан)
- Баркас (большая лодка)
- Рушник (полотенце)
Учитель: Репертуар Кубанского казачьего хора довольно разнообразен. Одна из главных тем – боевые подвиги казаков. Кубанский казачий хор поет о казачьей славе, о военных походах: «Иихалы казакы из Дону до дому», «Распрягайтэ, хлопцы, конэй!», «Казачья походная» и другие. Давайте исполним все вместе песню, которую вы хорошо знаете.
3. Физкультурная минутка.
Исполнение песни «Казачья походная».
4. Казачьи поговорки, загадки.
Казачата:
– Ребята, а знаете ли вы казачьи поговорки?
- Казака в степи только пуля догонит.
- Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
- Всяк свистнет, да не по-казачьи.
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Казак без коня – сирота.
- Кровь казачья – не водица.
Учитель: А теперь отгадайте бойцовские загадки:
- Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
- Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет (стрела).
- Мал мужичок – костяная ручка (нож).
- На чужой спине едет, свой груз везет (седло).
- Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
- Какая обувь в огне изготавливается? И с ног не снимается (подкова).
- Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы (казаки).
5. Инструменты народного творчества
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо знаете родной фольклор. А теперь вернемся к творчеству Виктора Захарченко.
Слайд 21. В. Г. Захарченко с солисткой хора Татьяной Бочтарёвой.
Учитель: В состав Кубанского казачьего хора входят не только певцы, но и танцоры, музыканты. Музыкальный коллектив хора играет на разных народных музыкальных инструментах.
Слайды 22-23.
Учитель: Какие музыкальные инструменты узнали?
Но это лишь малая часть инструментов, на которых играют в Кубанском казачьем хоре. Я предлагаю вам расшифровать кроссворд «Инструменты народного творчества». (Класс делится на три команды. От каждой команды выходит по одному представителю.)
Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».
Кроссворд «Инструменты народного творчества».
- _ _ _ н
- _ _ _ а
- _ _ _ _ _ р _
- _ о _ _ _
- д _ _ _ _
- _ _ _ _ н
- _ _ _ _ _ _ ы
- _ _ _ _ й _ _
- Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя (Баян).
- Древнейший струнно-щипковый инструмент (Лира).
- Украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (Бандура).
- На этом инструменте часто играли пастухи, это пастуший... (рожок).
- Струнный инструмент, напоминающий балалайку (Домра).
- Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием (Бубен).
- Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками (Цимбалы)
- Дудочка с голосом жалобного высокого звучания (Жалейка)
6. Физкультурная минутка.
Исполнение песни «Земляничка-ягода»
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь давайте представим, что вы – участники Кубанского казачьего хора. Наш фольклорный ансамбль «Весёлые казачата» исполнит весёлую песню «Земляничка-ягода».Разделимся на три группы: танцоров, певцов и музыкантов. Музыканты получают народные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, трещотки, ложки.
Дети исполняют песню.
7. Заключительные слова учителя.
Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что Виктору Гавриловичу ваше выступление пришлось бы по душе.
История жизни народного артиста России и Украины Виктора Гавриловича Захарченко так же необычна, как и судьба Кубанского казачьего хора. Все в мире закономерно, поэтому и должен был родиться на богатой прекрасными народными песнями, танцами, обрядами кубанской земле человек с горячим сердцем и чистой душой, который бы собрал эти сокровища по казачьим станицам и хуторам. Им и оказался Виктор Гаврилович. Он записал несколько тысяч кубанских песен, возвратил их зрителям в первозданном виде на концертах Кубанского казачьего хора. Захарченко возвысил казачью песню до российского, нет – мирового звучания. Все свои победы он воспринимает не как личные, а как достижения всего хора.
«Песни Кубанского казачьего хора – это глоток прохладной родниковой воды в жару. Слушаешь их – и обо всем забываешь. В них, как правило, глубочайший смысл. Льется музыка, чудная песня. Сидишь, как загипнотизированный, впитываешь в себя чарующие звуки. Вот за это, за глубину народного творчества и ценят люди Виктора Гавриловича и в России, и на Украине, и во многих других странах, где побывал Кубанский казачий хор на гастролях», – пишут кубанские газеты. Завершим наш урок прослушиванием гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина». Обработал и записал его художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России, профессор В.Г. Захарченко.
8. Прослушивание гимна в исполнении Кубанского казачьего хора.
Учитель: Какое музыкальное произведение вы сейчас прослушали? В чьём исполнении?
9. Итог урока.
Учитель: В итоге нашего урока проведём викторину.
Слайд 24.
Викторина.
- Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью? (По названию реки).
- Какое из морей России самое мелководное, самое маленькое, омывает наш край? (Азовское море).
- Что означают цвета Кубанского флага? (Синий – честность, преданность, красный – храбрость, зеленый – надежда).
- Что означают полосы кубанского флага? (Синий – иногороднее население, красный – казаки, зеленый – адыгейцы).
- Как прежде назывался Краснодар? (Екатеринодар).
- Кто главный исполнитель Кубанских песен? (Кубанский казачий хор).
- Кто главный руководитель Кубанского казачьего хора? (В. Захарченко).
Учитель: Вы правильно ответили на все вопросы викторины. Наш урок окончен.
Адреса сайтов:
- www.krd.uu
- www.it-n/ru/region
- folkinst.narod.ru
- urok.1sept.ru
- www.kkx.ru/about