Иностранный язык является одним из приоритетных направлений развития столичного образования. Программа «Столичное образование – 5» предусматривает интеграцию возможностей языкового образования, проектную и исследовательскую деятельность в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно – ориентированного учебного поиска. Проектная деятельность позволяет использовать ИЯ как средство, с помощью которого можно приобрести и продемонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, решать интересные, практически значимые и доступные учащимся задачи с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения определенной проблемы.
В работе над проектом «Истоки, обычаи, традиции зимних праздников в России, Германии, Франции и Англии» мы определили 3 основных этапа:
- Этап предпроектной подготовки
- Исследовательский этап
- Этап представления полученных результатов.
Этап предпроектной подготовки.
- Основным шагом в этом этапе является определение объекта исследования. В курсе иностранных языков проектная деятельность может использоваться в рамках программного материала по любой теме с учетом практической значимости для обучающихся (человек и его окружение). На уроках английского, немецкого и французского языков определенное количество часов отводится на изучение темы «Праздники» в разделе «Страноведение». Однако, если знакомство с таким увлекательным материалом является для обучающихся интересным и увлекательным, то сравнение обычаев, традиций, выявление общего и особенностей празднования у народов стран изучаемых языков - это уже объект исследования.
- Определив объект исследования, надо сформулировать проблемную задачу. В этом нам помог «мозговой штурм», предложенный ребятам рабочих групп. В ходе его обозначилось желание учащихся заняться сравнительной характеристикой известных зимних праздников разных стран с целью изучения истории их возникновения и особенностей празднования.
- Формулирование темы проектной работы. Нам показалась интересной следующая тема для исследования «Истоки, обычаи, традиции празднования зимних праздников в России, Германии, Франции и Англии». Проект по этой теме может быть открытым и наполняться новым материалом.
- Выдвижение гипотез решения проблемной задачи проходило во время встреч малых групп, каждая из которых выдвигала свой план и путь решения проблемной задачи. Главное в этом моменте четко понимать, что для проверки выдвинутой гипотезы надо основываться на научных, серьезных источниках информации и правильно оформлять результаты своих поисков.
- Разработка плана исследования. Научные руководители составили приблизительный план работы над проектом, который довели до сведения малых групп, в которых среди участников были распределены обязанности по его реализации.
- Обсуждение плана в малых группах проходило в деловой творческой обстановке, основанной на личной заинтересованности ребят и их желании участвовать в поисковой, исследовательской или оформительской деятельности.
- Обоснование методов исследования. У каждого, кто занимается проектной деятельностью, возникают вопросы, как получены те или иные выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Конечная цель любого исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.
II. Исследовательский этап.
На этом этапе мы шли по следующим направлениям:
- Сбор данных с использованием соответствующих методов исследования. В своей работе мы использовали следующие методы: наблюдение, изучение личного опыта учащихся, анализ информации, полученной из разных источников, беседы, анкетирование.
- Наблюдение – этот метод использовался во время поездки во Францию и Германию. Перед поездкой в Германию и Францию учащимся 9 «Б» класса было дано задание сделать фотографии «Праздничные виды городов», взять интервью у жителей городов этих стран, заполнить анкету. Приложение 1.
- Изучение личного опыта учителей, родителей, одноклассников.
- В беседах, диалогах, дискуссиях с участниками проекта выявлялись отношения людей к зимним праздникам, их чувства и намерения, оценки и позиции к традициям и обычаям разных народов. Приложение 2.
- Метод анкетирования применялся при сборе материала с помощью специально разработанной анкеты.
- При подготовке учебного портала применялся метод тестирования, так как он отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
- Исследование разнообразных форм проведения зимних праздников в разных странах, их драматизация (Подготовка и видеосъемки сюжета праздника Трех Королей во Франции).
Вce перечисленные методы взаимодополняли друг друга и применялись в комплексе.
- Анализ достоверности источников информации и полученных данных. Еженедельно проходили консультации с рабочими группами, где сообщалась найденная информация и осуществлялась защита гипотез решения проблемы с оппонированием со стороны всех присутствующих. Тактично объяснялось детям о нецелесообразности использования искаженной информации с разных неофициальных форумов.
- Обработка полученных данных. Работа над разделами проекта, составление его сравнительной характеристики. Приложение 3.
- Подготовка выводов. Целесообразно провести анкетирование участников проекта или мозговой штурм для составления выводов.
- Сопоставление сделанных выводов с первоначальной гипотезой.
- Оформление результатов исследования, корректировка и подготовка итогового отчета (демоверсии для конференции «Новое поколение») Приложение 4.
- Подготовка выводов. Целесообразно провести анкетирование
III. Этап представления полученных результатов:
- Публичная презентация результатов исследования.
- другим рабочим группам,
- на предварительной защите,
- на гимназической конференции «Новое поколение»,
- в кружках, на уроках, во внеклассных мероприятиях в течение недели иностранного языка. - Анализ работы в течение проектного периода.
Делаются выводы о работе каждого в отдельности и групп в целом.
Выделяются положительные моменты и отрицательный опыт. - Оценка работы проектной группы в целом и каждого из ее участников в отдельности.
Приложения:
- Приложение 1 – Анкета.
- Приложение 2 – Результаты соцопроса.
- Приложение 3 – Сравнительная таблица.
- Приложение 4 – Первый и второй слайды проекта.