Задачи:
- Учить детей составлять описательный рассказ по картам-схемам, развивать способность самостоятельно придумывать содержание рассказа.
- Упражнять в правильном названии детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа.
- Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте мою загадку:
Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. Сегодня мы будем придумывать рассказы о зиме. Ребята, скажите, Чем зима отличается от других времён года?
Ответы детей.
Воспитатель: Какая бывает погода зимой? Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, ребята. Погода зимой морозная, холодная, снежная. Зима – красивая, сверкающая, вьюжная. Что можно сказать о снеге, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, снег белый, пушистый, искристый. Что происходит зимой с деревьями?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята. Деревья зимой покрыты снегом. Можно сказать, что они спят, укрывшись снегом. А как живут зимой птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать зимой. А как живут зимой звери?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. У зверей шуба становится теплее, а некоторые звери поменяли окраску. Они сами добывают себе пищу. Ребята, как вы думаете, кто больше всех рад зиме? Какие зимние забавы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно. Больше всех зиме рады дети. Они любят кататься на санках, лыжах. Лепить из снега. А сейчас вы будете придумывать рассказ о зиме с помощью схем-картинок. Вот они.
Рис.1 | Рис.2 |
Рис.3 | Рис.4 |
Рис.5 | Рис.6 |
Мы будем оживлять картинки. А как оживить картинку я вам сейчас покажу. «Раз, два , три – картинка оживи!»
Наступила холодная, вьюжная зима. На земле лежит белый, пушистый снег. Погода зимой снежная, морозная. Деревья спят, укрывшись снегом. Птицы летят по ближе к жилью человека, чтобы погреться и найти себе пищу. А вот животным мороз не страшен – у них густая шерсть. Больше всех зиме радуются дети! Они любят кататься на санках, лыжах, коньках, лепить из снега.
Хорошо зимой!
Рассказы детей (три, четыре человека).
Физкультминутка «Снежинки и ветер».
Воспитатель: Ребята, предлагаю посмотреть телевизор, из него мы узнаем все лесные новости.
1-й кадр: На экране белочка. Она гуляла в лесу без разрешения и её чуть не съел волк. Мама-белка наказала белочку не пустила её гулять. Ребята, какое у белочки настроение?
Дети: Грустное, невесёлое, печальное, недовольное, огорчённое.
2-й кадр: Это заяц. Он хорошо провёл время с друзьями: прыгал, бегал, резвился. Настроение у него хорошее! Как ещё можно сказать про такое настроение?
Дети: Весёлое, радостное, бодрое, довольное.
Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Кто у кого?». Я называю животное, а вы детёныша или детёнышей.
3-й кадр: ЛИСА. У лисы один лисёнок, много лисят.
4-й кадр: ВОЛК. У волчицы один волчонок, много волчат.
5-й кадр: МЕДВЕДЬ. У медведицы один медвежонок, много медвежат.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно ответили на вопросы. Посмотрите на этих животных и скажите, где они живут?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось задание? А что понравилось больше всего?