Форма урока: Комбинированный урок.
Цель: Способствовать воспитанию гражданской позиции учащихся через знакомство с историческим прошлым и настоящим России.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием гимн. Закрепить понятия средств выразительности в музыке; показать, как в патриотических произведениях выражаются музыкальные образы.
- Продолжить работу над дыханием, выразительностью слова; развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
- Воспитывать эстетический кругозор средствами искусства; воспитывать гордость за русский народ, его историю.
Метод обучения: Рассказ.
Средства обучения:
- аудиозаписи:
- «Гимн РФ» Александров, Михалков
- «Гимн НАО» Артеева, Артемьева
- «Молитва русских» Жуковский
- «Боже царя храни» Жуковский
- «Русская марсельеза» Руже де Лиль, Лавров
- «Интернационал» Дегейтер, Коц
- «Гимн СССР» Александров, Михалков
- «Патриотическая песня» Глинка
- «Гимн школы №2» Никитин С.
- презентация: «Патриотические образы в музыкальных произведениях. Гимн».
Литература:
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Изучение и разучивание Государственного гимна России в учреждениях общеобразовательного типа. «Музыка». М., 2006.
- Администрация Ненецкого Автономного округа официальный сайт. http://www.adm-nao.ru/
- Калашников Г.В. гимны России. «Музыка». М., 2005.
- Е. Д. Критская. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Учебно-методический комплект «Музыка». «Просвещение» М., 2004.
Оборудование: ТСО, раздаточные карточки.
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие, посадка.
II. Вст. часть:
В исполнении детей звучит «Гимн РФ» (приложение 1)
Назовите, мне, пожалуйста, тему четверти. (музыкальный образ)
А что такое музыкальный образ?
Ответ детей.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Какое произведение вы только что исполнили?
Какие чувства вызывает у вас гимн РФ?
С каким чувством нужно исполнять это произведение?
Каков характер произведения? (торжественный)
Образ чего рисует поэт и композитор в гимне? (образ Родины)
Сумел ли поэт передать образ нашей большой необъятной Родины?
А композитор передал в своей музыке всю важность и торжественность гимна?
Происходит ли в гимне развитие музыки?
Вот всё о чем мы с вами сейчас говорили, и называется музыкальным образом. Мы рассмотрели с вами гимн как музыкальное произведение и попытались понять его суть и содержание.
III. Изучение нового материала:
И на сегодняшнем уроке речь пойдет о патриотической музыке. И тема урока звучит так: «Патриотические образы в музыкальных произведениях. Гимн» (слайд 1 презентации)
Что же такое гимн? (ответы детей)
Показ слайда. (2)
Национальный гимн это патриотическое музыкальное сочинение, которое вызывает возвышенные чувства и превозносит историю, традиции и героическую борьбу людей, признанное либо правлением государства как официальная национальная песня, или благодаря договоренности между людьми.
Каждая страна имеет три основных символа: герб, флаг и гимн. Самым старейшим из этих символов является герб. Многие из гербов появились 5-7 и более веков назад. 300-400 лет назад стали появляться государственные флаги. И самым молодым символом является гимн. Первые гимны появились в 18 веке, а всеобщее распространение получили только в XX веке.
В истории нашей страны было не мало официальных гимнов. И Вашим домашним заданием было узнать, сколько официальных гимнов существовало в России и перечислить их.
Первый официальный гимн в нашей стране появился в 1816 году, назывался он «Молитва русских», он был основан на английском гимне «Боже храни короля»
Автором русского текста был Василий Андреевич Жуковский. Существовал 17 лет. Написан по приказу Александра I.
(слушание)
Второй появился в 1833 году «Боже, царя храни» Автором слов являлся Василий Жуковский. Музыку написал Александр Фёдорович Львов. Просуществовал 83 года. Написан по приказу Николая I.
(слушание)
Третий гимн появился после свержения царя в 1917 году, он был написан на основе французского гимна «Марсельеза» автором музыки являлся французский офицер Руже де Лиль, русский текст Лаврова Петра Лавровича.
(слушание)
Четвертый, гимн появился через год «Интернационал». Авторами этой песни являлись Эжен Потье и Пьер Дегейтер, русский текст написал Аркадий Яковлевич Коц.
(слушание)
Пятый, долгое время существовавший гимн СССР. Музыку написал к гимну Александр Васильевич Александров, слова Сергея Владимировича Михалкова. Он утвержден был в 1944 году. (1 января) Но исполнение гимна, которое мы с вами послушаем сейчас, было несколько изменено в 1977 году по приказу Брежнева Л.И . Михалков переработал стихи и убрал из них слова о Сталине и Красной армии.
(слушание)
В 1993 году гимном страны стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки.
(слушание)
И 9 лет назад в 2000 году, Сергей Михалков написал новые слова к музыке Александрова, и этот гимн был утвержден как государственный гимн РФ.
«Гимн РФ»
(слушание)
«От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля…»
Поется во втором куплете гимна. Действительно, Россия большая и могучая страна. Много разных народов проживает на её территории. И наш округ является частью этой великой державы. Как вы знаете, в этом году нашему округу исполняется 80 лет.
Слайд 3
Ненецкий национальный округ образован 15 июля 1929 года и стал первым национальным округом на Крайнем Севере России. 7 октября 1977 года переименован в Ненецкий автономный округ. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года округ стал равноправным субъектом в составе Российской Федерации. НАО входит в состав Северо-Западного федерального округа.
И в нашем округе, как и в других субъектах РФ, есть свои символы.
Назовите мне их. (Герб, флаг и гимн)
Слайды 4-6
Знакомство с гербом и флагом.
Не так давно в нашем округе появился и гимн. Автором слов, которого является поэтесса округа Инга Артеева, а автор музыки Татьяна Артемьева.
«Гимн НАО»
Форпост. Что это такое?
На прошлых уроках мы с вами же начали разучивание гимна и сейчас мы с вами исполним его.
Исполнение гимна.
А текст гимна округа вы можете оставить себе на память.
Наша школа это тоже маленькая, школьная страна, которая является частью округа и РФ и у нас есть свои символы.
У нашей школы есть своя эмблема и свой гимн. (слайд 7)
И наш урок я предлагаю закончить всем известным гимном школы 2. (презентация гимна школы)
IV. Закрепление изученного:
Что нового узнали на уроке?
Что такое гимн?
Сколько гимнов существовало в России?
Что называется музыкальным образом?
Удалось ли авторам гимнов передать чувство патриотизма и гордости за свою Родину в своей музыке?
Какое жизненное содержание несут гимны?
V. Подведение итогов. оценивание:
Я думаю, что вы сегодня узнали много нового и интересного как о патриотической музыке своей страны, так и о патриотической музыке своего края. И чувство гордости за свою страну, и народ пронесете до конца жизни.
Хор 7 «А» класса за работу на уроке получает оценку 5.
Молодцы!