Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство и требования времени, традиционное и новое?
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
Урок по теме
«Приемы умножения и деления для случаев вида 23*4, 69:3» (межпредметный урок математика—литература «Пересчитывая Пушкина»), 3 класс.
Тип урока. Обобщение и систематизация знаний. Нетрадиционный, комбинированный с курсом литературное чтение.
Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»
Задачи урока:
- закреплять навыка выполнять алгоритм умножения и деления двузначных чисел на однозначные и двузначные числа;
- совершенствовать умение решать задачи по системе УДЕ;
- развивать познавательный интерес;
- формировать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать художественный вкус.
Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждого ученика, сорбонки для каждого ученика, учебник «Математика. 3 класс» (автор М.И. Моро, УМК «Школа России»).
Ход урока
Учитель: 10 февраля – очень грустная дата в истории нашего народа – дата гибели великого русского поэта, писателя и сказочника Александра Сергеевича Пушкина.
«Приложение 1. Слайд №2»
Его волшебные сказки знают люди всего мира. А вы, ребята, знаете сказки А.С.Пушкина?
(дети перечисляют сказки А.С.Пушкина)
А какую сказку вы любите больше всего?
(дети называют свои любимые сказки)
Вот вы сейчас назвали «Сказку о царе Салтане». А вы когда-нибудь задумывались о том, какого роста был князь Гвидон? А сколько орехов разгрызла белочка? Хотите узнать? Тогда давайте пересчитаем эту сказку! Кстати , а кто помнит полное название этой сказки?
(дети дают полное название сказки хором)
«Слайд№3»
Какие числа встречаются в сказке?
Дети : 3- три девицы, 33 – тридцать три богатыря.
«Слайд №4»
У. Что это за числа? Расскажите о них все , что вы знаете.
Д. Однозначные, двузначные. Состоят из цифры три. Нечетные.
У. Давайте выполним все арифметические действия с этими числами.
(дети выполняют задание самостоятельно)
У. Ребята, проверьте себя, как выполнили это задание. Объясните, что обозначает каждое число в результате.
«Слайд №5»
Д. 33+3=36 (сумма) 33-3=30 (разность, на 30 единиц 33 больше, чем 3 и наоборот), 33*3=99 (произведение), 33:3=11 (частное, в 11 раз 33 больше 3 и наоборот)
У. В сказке встречается еще одно число, старинная мера длины – аршин.
Давайте вспомним строчки из сказки, где встречается это слово.
«Слайд №6»
У. А сколько это аршин?
Д. 71см.
У. А как рос ребенок?
Д. Не по дням, а по часам.
У. Вот и давайте узнаем рост князя Гвидона. Возьмите карточки с изображением бочки, ведь именно в бочке он рос. Решив задачу мы узнаем с вами рост царевича.
«Слайд №7»
(дети объясняют ход решения задачи)
У. Вот какой великан! Дальше по сюжету князь с матушкой попадают на необитаемый остров. Кто им помогает?
Д. Царевна лебедь.
У. Она подарила им большой красивый город. Какие три чуда были в городе князя Гвидона?
(дети называют: белка, 33 богатыря и сама царевна лебедь)
У. Давайте вспомним из текста слова о белке.
«Слайд №8»
У. Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход. Возьмите карточки с изображением белочки, прочитайте текст задачи на обратной стороне и скажите , какой схеме из представленных на доске соответствует данная задача, объясните почему, а затем решите задачу..
Слайд №9
Д. Это простая задача на увеличение числа в несколько раз. Схема №1.
30*2=60 (ор.)
У. Давайте составим триаду задач.
(дети изменяют схемы, используя карточки со схемами, составляют обратные задачи и решают их)
«Слайд №10»
Д.
1) Во второй день белочка разгрызла 60 орехов, в первый в 2 раза меньше. Сколько орехов разгрызла белочка в первый день?
2) В первый день белочка разгрызла 30 орешков, во второй – 60. Во сколько раз больше белочка разгрызла орешков во второй день, чем в первый?
У. А теперь давайте изменим задачу так, чтобы она была составной, составьте схему.
(дети изменяют вопрос: Сколько всего орехов разгрызла белочка?, составляют новую схему и решают задачу
«Слайд №11»
У. Следующее чудо в сказке – 33 богатыря.
«Слайд №12»
У. Что значит попарно? Сколько пар богатырей получилось?
Д.33:2=16 (ост.1)
У. А кто это один остался?
Д. Дядька Черномор. Он идёт впереди своего отряда.
У. Царевна лебедь помогала князю увидеть своего батюшку. Как она это делала?
Д. Она превращала его в комара, муху, шмеля.
У. Давайте прочитаем отрывок как князь превратился в комара.
Физкультминутка Слайд №13
У. Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?
Д. Быстро. Он даже догонял корабль.
У. Что вы можете сказать о его скорости?
Д. Его скорость была больше скорости корабля.
У. Давайте и мы так же быстро повторим таблицу умножения на 3 с помощью сорбонок.
(дети работают в парах, решая примеры табличного умножения и деления с самоконтролем)
У. Мы с вами забыли про ткачиху, повариху и бабку Бабариху. Почему А.С.Пушкин написал такие строчки.
«Слайд №14»
У. Какие эти три женщины?
Д. Коварные, жестокие, они не хотели, чтобы царь встретился со своим сыном, хотя они были ему родные тетки и бабушка.
У. Вот давайте представим, что они снова взяли и подменили грамоту гонца, с чего собственно и начались все приключения в сказке. А в этой грамоте примеры с неправильными ответами. Давайте исправим ошибки.
У. На какие группы вы распределили бы эти примеры, по какому принципу, обоснуйте.
Д. Две группы по принципу арифметических действий – умножение и деление. На две группы по принципу умножения и деления на однозначное и двузначное число.
У. Вот и подходит к концу наш с вами необычный урок математики.
«Слайд №15»
Рефлексия деятельности на уроке.
У. Каким было для вас занятие?
– Кому понравился урок?
– Что запомнилось на уроке?
– Какие задания нетрудно было выполнить?
Самооценка:
Если на уроке вы легко справились со всем заданиями, то прикрепите на лучах солнца рисунок от Смайлика. Если у вас возникли затруднения, то, рисунок тучки. Если вы часто испытывали трудности и не могли справиться с заданиями, то рисунок дождя
«Слайд №16»