Внеклассное занятие в 7–9-м классах: "Сибирские вечерки"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формировать представление о культуре народов Сибири.

Задачи:

  • Познакомить с традиционными обычаями проведения посиделок в Сибири;
  • Обогатить активный словарь детей, за счет слов-архаизмов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к изучению традиций и культуры народов Сибири.

Вед: Ребята! Сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие в далекое прошлое Сибири. Вспомним историю жизни наших предков, как они работали, отдыхали и веселились.

Наше занятие мы назовем «Сибирские вечерки» (мультимедийная установка – приложение 1)

Наступила осень, закончилась страда деревенская, убран с полей урожай. Покинули птицы свои гнезда и улетели на юг. Опустела земля, приготовилась встречать зимушку-матушку.

Стихотворение читает ученик:

СИБИРСКАЯ НОЧЬ
Зимняя ночь озарила мглу звездами,
В небе высоком луны желтизна
Ветки покрыты, как пылью морозною
Инеем. Даль так прозрачна, ясна.

Выйду из дома я в ночь серебристую,
Передо мной неоглядная ширь.
Все, и просторы сиянья лучистого –
Это земля моя, – это Сибирь.

В те далекие времена у наших прадедов и прапрадедов не было телевидения и другой современной техники, люди ложились спать с приходом темноты (сумерек).

Только в каждой деревне был такой дом, в котором еще горел свет, и жизнь в нем только начиналась. Хозяйка дома наводила дома порядок и ждала гостей. В ее доме собиралась молодежь на вечерки (посиделки).

(входят дети в костюмах народов разных национальностей)

1-й ученик: Хлеб да соль Вашему дому!

2-й ученик: Здравствуй матушка, гостей примешь?

3-й ученик: Доброго здравия тебе, хозяюшка!

Вед: Здравствуйте люди добрые! Заходите, заходите с нами хлеб кушать милости просим.

1-й ученик:

Принесли мы в дом твой, каравай
Вкус и запах у него отменный
Словно он впитал в себя весь край
Наш Сибирский, необыкновенный.

2-й ученик:

Принесли еще мы вам, дары земли Сибирской
(овощи, орешки, мед, варенье)
Чтоб всегда у вас, был полон стол
И валился он от угощенья.

Вед: Спасибо гости дорогие за доброту и щедрость вашу. Проходите, располагайтесь.

С глубокой старины пришла к нам поговорка: «Встречают по одежке» – это означало то, что стоило взглянуть на одежду гостя, и можно было сказать – кто он по национальности, так как народный костюм отражает историю, традиции, культуру и нравы народа.

Нашу Сибирь представляют народы многих национальностей.

Ребята назовите, люди какой национальности проживают у нас в Сибири, и костюм каких народов вы сегодня представляете?

(ответы детей)

– Начиналась вечерка обычно с тихой песни, которую запевали девчата, а ребята уже подхватывали. Они одновременно под песню занимались рукоделием: кто прял, кто вязал, кто вышивал, кто разукрашивал, кто, что то чинил, а кто просто помогал.

Песня – инсценировка «Крутись веретенце» (приложение 2 у автора)

1-й ученик: А знаете ли вы осенние приметы?

2-й ученик: А ты сам то знаешь?

1-й ученик: Знаю! Каков Покров (14 октября), такова и зима.

2-й ученик: Отлет журавлей до Покрова к холодной зиме.

3-й ученик: Если в Матренин день (5 ноября) будет снег, то зима уже на ноги встанет.

4-й ученик: Я тоже знаю, если в день святого Дмитрия (8 ноября) будет снег – весна будет поздняя.

Вед: После того, как убран с полей весь урожай, в деревнях начинались свадьбы. А молодые парни выбирали себе невест, что бы на следующий год тоже сыграть свадьбу.

Хоровод «Бояре, а мы к вам пришли»

Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.

Бояре, мы невесту выбирать,
Молодые, мы невесту выбирать.

Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.

Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.

Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, а мы выучим ее,
Молодые, а мы выучим ее.

Бояре, чем же будете учить,
Молодые чем же будете учить.

Бояре, а мы плеточкой ее,
Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим,
Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте, нам невесту навсегда.

Бояре, у нас убыло.
Бояре, у нас прибыло.

Вед: Молодежь говорят, у нас все знает, вот я и хочу посмотреть все ли вы знаете. Я предлагаю вам поиграть в игру «Я начну поговорку, а вы продолжите»:

  • Дома солома едома, а в гостях (овес не едят).
  • Дома и стены (помогают).
  • Один пашет – (семеро машут).
  • Семь раз отмерь – (один раз отрежь).
  • Мал золотник, (да дорог)
  • Век живи – (век учись).
  • В гостях хорошо, (а дома лучше).
  • Один за всех – (все за одного).
  • Дружба крепка не лестью, (а – правдой и честью).
  • Землю красит солнце, (а человека – труд).

Ученик: Эй, девчонки! Что-то вы засиделись, пойдемте-ка, поразомнемся немного, поиграем.

(мальчики приглашают девочек)

Игра: Ручеек под фон народной песни «Покров» (приложение 3 у автора)

Вед: К полуночи заканчивались посиделки и молодежь постепенно расходилась по домам с добрыми пожеланиями хозяйки.

1-й ученик: Всего тебе доброго, матушка!

2-й ученик: Добрых сновидений, хозяюшка!

3-й ученик: Благодарствуем за приют и ласку!

(учащиеся проходят за парты)

Вед: Ну вот, можно и мне теперь на покой (выключает лампу)

Вед: Ребята, с тех пор прошло много лет. Сибирь разрослась, появились новые города, новые обычаи, некоторые традиции мы переняли у наших предков и до сих пор их почитаем.

Ребята, какие города Сибири вы знаете?

(ответы детей)

Мультимедийная установка – карта г. Омска (приложение 4 у автора)

(рассматривание карты)

А кто может ответить, где живем мы?

Да, в одном из красивых городов Сибири, городе Омске. Омск не просто один из больших городов Сибири, это еще и наша малая Родина.

Я предлагаю вам посмотреть клип о современном нашем городе, какой он стал красивым.

музыкальный ролик об Омске (приложение 5 у автора)

Стихотворение Н. ХОХЛОВОЙ (читает ученик)

«ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ г. ОМСКУ»
Я так люблю тебя мой город Омск
Твои мосты, зеленые аллеи
Люблю бродить среди твоих цветов
И что живу я здесь, нисколько не жалею
Мне нравится шум улиц городских
В твоих фонтанах шум воды журчащих
Пьянящий аромат цветущих клумб
И стаи птиц над городом парящие

Вед: На этой высокой ноте наше занятие подходит к концу. Ребята, мне бы хотелось узнать о вашем впечатление, которое осталось после нашего занятия. Что вы узнали нового, что было интересно или наоборот.

(ответы детей)

Что означали слова:

  • «Хлеб да соль вашему дому!»
  • «Доброго здравия!»

Как мы сейчас приветствуем, друг друга?

Почему молодежь приходила в гости с подарками?

Что означает – закончилась страда деревенская?