Тип урока: изучение нового материала.
Основные цели:
- Помочь детям уяснить представление о числовом отрезке.
- Научить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.
- Закрепить навыки счета в пределах 4.
- Познакомить детей с новой геометрической фигурой: четырехугольником.
Оборудование:
- Учебник “Моя математика”, 1 класс Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких
- Карточки с моделями чисел от 1 до 10.
- Набор геометрических фигур.
- Рабочие листы с заданиями для индивидуальной работы.
- Картинки с изображением Смешариков Нюши и Копатыча.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дорогие друзья!
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будьте внимательны,
Ведь это урок математики.
II. Актуализация знаний
– Сегодня, мы идем в гости вместе с красоткой,
звездой и совсем не свинюшей, узнали, конечно,
это же … Нюша. Она собралась к своему другу
Копатычу.
– У него 8 октября был День рождения, но Нюша
болела и не смогла поздравить его вовремя.
– Когда она вышла из дома, то встретила на своем
пути препятствие, отгадайте какое?
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – оно задрожит.
(Лужа)
– Нюша очень спешила и решила перейти лужу по
камешкам, которые были видны из воды.
– Какие камешки ее могут подвести? Почему? (2, 4,
стоят не на своих местах)
– Каких двух камешков не хватает? (9, 10)
– Установите карточки по порядку.
(Один ученик у доски меняет местами
карточки 2 и 4, устанавливает карточки 9 и 10,
остальные дети у себя на индивидуальных
листах ставят точки на пустых карточках так,
чтобы числа шли по порядку)
– Посчитаем, сколько всего камешков?
– Что интересного в этих камешках? (Камешки
разного размера, цвета и формы).
– Найдите закономерность. (Маленький –
большой; красный – желтый – зеленый – синий;
треугольник – круг – квадрат).
– Какой камешек должен стоять под карточкой с
числом 9? (Маленький красный квадрат).
– Какой камешек должен стоять под карточкой с
числом 10? (Большой желтый
треугольник).
(Дети рисуют недостающие фигуры на своих
листах)
– Какая фигура стоит третьей?
– Какая фигура стоит между седьмой и пятой?
– Какой по счету идет большой синий треугольник? (4)
– Какой по счету идет маленький зеленый
треугольник? (7)
– Какие числа мы умеем записывать цифрами? (1,
2, 3, 4). Поставьте цифры.
Дети работают на индивидуальных листах (Приложение 1). Ученик на доске снимает карточки с числами 1,2,3,4 и записывает их цифрами.
– А теперь, под каждой цифрой поставьте соответствующую букву, и вы узнаете, какой подарок приготовила Нюша для Копатыча.
4 | 1 | 3 | 2 |
а | и | р | г |
– Получилось слово «ИГРА». Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Генеральная уборка»
(Дети по одному выходят к доске и выполняют задания. В это время все остальные выполняют задания в своих листах, вычеркивая убираемые фигуры):
– Уберите число, которое:
- стоит перед числом; 10 (9)
- стоит последним в числовом ряду; (10)
- находится между 5 и 7; (6)
- на один меньше девяти; (8)
- на один больше шести; (7)
– Уберите все треугольники
все
желтые фигуры
все
маленькие фигуры.
– Какая фигура осталась?
– Какое число осталось? (5)
– Уборка прошла успешно.
– После такой работы можно и отдохнуть.
Физкультминутка
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Мы немного отдохнем
И опять считать начнем.По дорожке шли, шли
Много камешков нашли.
Присели, собрали
Дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножкеПотянулись, наклонились
И обратно возвратились,
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно.Повороты продолжай
И ладошки раскрывай.
От разминки польза есть?
Что ж, пора за парты сесть.
III. Формулирование темы урока
– Как называется линия, которая получилась из
камешков? (Прямая)
– Как называются части прямой между камешками? (Отрезки)
– Возьмем прямую, и отложим подряд несколько
единичных отрезков.
– У нас получился числовой отрезок.
– Как изменяются числа слева направо? (Увеличиваются)
– Какой знак работает? (Плюс)
– Как изменяются числа справа налево? (Уменьшаются)
– Какой знак работает? (Минус)
– Сегодня на уроке будем учиться считать с
помощью числового отрезка.
IV. Первичное закрепление
Работа по учебнику
Задание № 2 стр. 52. Поможем нашим друзьям Кате, Пете, Вове и Лене выполнить сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Физкультминутка для глаз
Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся.
Глазки влево повернем – улыбнемся.
Глазки вправо повернем –
И работать мы начнем.
V. Вспомогательная тема урока «Четырехугольник»
Пока мы учились считать с помощью числового отрезка, Нюша уже пришла к Копатычу, и увидела перед его домом вот такой забор.
– Какую фигуру он вам напоминает? (Незамкнутую
ломаную линию)
– А за забором она увидела вот такую клумбу.
– Как называется эта фигура? (Замкнутая
ломаная или четырехугольник)
– Что вы о ней можете рассказать? (Четыре
стороны, четыре вершины, четыре угла)
– Начертите сами такую фигуру по точкам.
VI Тренировочные упражнения
– На клумбе у Копатыча растут вот такие цветы.
– По какому признаку мы их можем разбить? (По
размеру, по цвету, по форме)
– Составим и запишем равенства по этому рисунку.
– Назовите части и целое в каждом из равенств.
VI Рефлексия
– Мы проделали на уроке огромную работу. Вы все
очень старались.
– Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке
математики…»
– На ваших листочках есть кружок, где вы можете с
помощью цвета отметить свою работу сегодня на
уроке математики.
– Всем большое спасибо!