Цель: знакомство с понятиями
«операция», «объект операции», «результат
операции»
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями «операция», «объект операции», «результат операции».
- Повторить приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Закрепить умение ставить вопросы к словам, подбирать однокоренные слова.
- Развивать устную и письменную речь, вычислительные навыки, логику, мышление.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- Плакаты: «Операция, объект операции, результат операции», «Глагол». «Существительное»
- Колба с водой, краска.
- Лист бумаги.
- Карточки с примерами.
- Карточки с вопросами.
- Карточки с текстом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему
Демонстрация опытов:
- Окрашивание воды
- Разрезание листа бумаги
– Что у меня в руках? (Колба с водой, предмет,
объект ….)
– Посмотрите, что я сейчас буду делать?
– Что я сделала? (Окрасила воду, действие)
(Демонстрация второго опыта)
– Что же я проделывала с объектами опытов? (Совершала
действие)
– В математике любое действие над объектом
(предметом) называется оперцией.
III. Сообщение темы урока, постановка целей
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «Операция», «объект операции», «результат операции». Должны будете установить логическую связь между этими понятиями.
IV. Установление связи между понятиями «объект операции», «операция», «результат операции»
– Что нужно сделать, чтобы белый костюм стал фиолетовым? (Ппокрасить перекрасить)
– Какую операцию нужно совершить, чтобы холодная вода стала горячей?
– Какое слово получится если убрать первую букву?
– Какое слово надо взять, чтобы получилось слово уха, если будем выполнять ту же операцию?
– Какую операцию совершили над числами?
– Как будут выглядеть числа, если выполнить ту же операцию?
– Над чем мы совершали операции? (Предмет,
слово, число)
– То, над чем совершается операция, называется «объект
операции».
– А что же происходит с объектом операции в
результате операции? (он изменяется)
– В математике принято называть это явление «результатом
операции».
Вывод: Как же связаны между собой эти понятия?
Объект операция результат операции
V. Первичное закрепление
Учебник «Математика» стр.1 №3
Проверка фронтальная.
VI. Практическое применение знаний
– Сейчас каждая группа получит карточки с
примерами. Вам нужно решить их и расшифровать
вопрос.
– Что является объектом операции, которую вы
будете выполнять?
(Пример)
– Какую операцию надо проделать? (Решить,
расшифровать)
– Какой результат вы должны получить? (Расшифрованный
вопрос)
- Выполнение задания.
- Проверка:
– Прочитайте, что же у вас получилось?
– Каков результат проделанной вами операции?
Ответы:
I
II
III
Что
делают?
Что
делали?
Что сделают?
– Что обозначают слова, отвечающие на эти
вопросы? (Действие)
– Приведите примеры слов. Которые отвечают на
эти вопросы?
VII. Физминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
А на шесть – тихонько сесть.
VIII. Операции со словами
– Что вы сейчас выполняли? (Действия)
– Перечислите какие? (Подняться, потянуться,
согнуться, разогнуться, помахать, сесть)
– Что интересного вы заметили? (Все слова
отвечают на вопрос что сделать?)
– В математике мы совершаем операции с числами, а
в русском языке, что является объектом операции? (Слово,
предложение, текст)
Подбор однокоренных слов, которые отвечают на вопрос что делать?
р..бота –
учит..ль –
р..ссказ –
м…роз –
– Прочитайте слова, покажите веером букву,
которую нужно вставить на месте пропуска.
– На какие вопросы отвечают эти слова?
– Какой частью речи они являются
– Подберите к этим словам однокоренные, которые
отвечают на вопрос что делать?
– Какой частью речи будут подобранные вами
слова?
– Повторим задание.
– Что является объектом операции?
– Какую операцию вы будете выполнять?
– Какой результат вы должны получить? Запишите
эти слова в тетрадь.
Проверка.
IX. Операция с текстом
– Над чем в русском языке, кроме слова, можно
совершать операцию? (Предложение, текст)
– У каждой группы на столе лежит текст. В нем
пропущены слова. Эти слова написаны на доске.
Каждой группе нужно вставить эти слова, изменив
их так, чтобы они отвечали на вопрос, который
написан на ваших карточках.
- Выполнение задания.
- Проверка.
– Прочитайте текст. (Каждая команда)
– Чем похожи эти тексты?
– А чем они отличаются?
– Что было объектом вашей работы?
– Какую операцию вы совершили?
– Каков результат операции?
X. Итог урока
– С какими понятиями познакомились на уроке?
– Составьте опорную схему нашей темы.
– Над какими объектами совершали операции? (Предмет,
число, слово, текст)
– А что является объектом операции в школе? (Предмет
школьной программы)
– Какую операцию вы проделываете? (Изучение)
– А результат? (Новые знания, умения, навыки)