Предмет: алгебра.
Класс: 8.
Цели:
- Закреплять умения учащихся строить график функции у = k/х (k ≠0), находить по данному значению х соответствующее значение у и наоборот, определять принадлежность данной точки координатной плоскости рассматриваемому графику функции у = k/х.
- Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, память, логическое мышление, умения доказывать, обосновывать свои действия.
- Воспитывать интерес к математике, умения слушать других.
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация «Функция у = k/х и её график»;
- листы для каждого учащихся с незаконченными предложениями;
- карточки с заданиями для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока учащимся (слайд 1)
Учитель: Я предлагаю вам на листочке, который лежит у каждого на парте, закончить предложения:
Ф.И.
Я не умею находить …
Я не умею определять…
Я не могу понять…
Я не …
II. Актуализация знаний
Устная работа
1. (слайд 2) При каких значениях переменной выражение имеет смысл?
2. (слайд 3) Покажите на координатной плоскости примерное расположение графика функции
Что является графиком каждой функции?
В каких координатных четвертях график каждой функции расположен?
3. (слайд 4) На рисунке построены графики функций. Соотнесите каждую функцию с соответствующим графиком.
III. Закрепление
1. (слайд 5)
Функция задана формулой у =-48/х . Найти:
а) значения функции, если значение аргумента равно -3; 6; 0,2;
б) значения аргумента, при котором значение функции равно 12; -36; 100. [3]
Учитель: Что такое аргумент?
Что такое значение функции?
Значит, как можно по другому сформулировать задание?
2. Учебник №178. [1]
Постройте график функции, заданной формулой у =-8/х . Найдите по графику:
а) значение у, соответствующее значению х, равному 4; 2,5; 1,5; -1; -2,5;
б) значение х, которому соответствует у, равное 8; -2.
3. (слайд 6) Устная работа:
а) Через какие из данных точек А(4; 9) В(-12; -3) С(6; -6) проходит график функции у = 36/х ?
б) При каком значении k график функции у = х проходит через точку М(2; 12)? Задайте формулой данную функцию.
4. «Сильные» учащиеся (хорошо занимающиеся по математике) продолжают работать с учителем.
(слайд 7) Решить уравнение 6/х = │х + 1│
Учитель: Какой способ является наиболее подходящим для решения данного уравнения? (графический)
Остальные учащиеся работают по индивидуальным карточкам.
Карточки [2] Приложение 2
IV. Подведение итогов
1. Учитель: В конце нашей работы я хотела бы, чтобы вы заполнили листы с незаконченными предложениями:
Ф.И.
Я научился…
Я понял …
Я разобрался …
Я всё-таки не могу …
2. Выставление оценок за урок.
3. Домашнее задание: п.8 №179 , №186 [1]
ЛИТЕРАТУРА
- Алгебра: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 238 с.: ил.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. – М.: Илекса, 2003, - 160 с.
- Сборник задач и контрольных работ по алгебре для 8 класса / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – Харьков, Гимназия, 1999. – 128 с.: ил.