Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


I. Введение

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность”.

А.С. Макаренко

Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Многие специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДОУ. Обнаруживаются противоречия между признанием приоритета семейного воспитания, которое требует иных взаимоотношений семьи и педагогов дошкольного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса (между родителями и педагогами ДОУ).

Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий.

Новизна выполненного мною педагогического исследования заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей.

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

Мои наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу “как меня воспитывали”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.

Таким образом, основной идеей моей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье.

II. Основная часть

1. Основные задачи работы

Чтобы реализовать эту идею, я поставила целью своего исследования разработку системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.

В исследовательской деятельности мною за основу были взяты труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, И.О. Пастухова. В данных источниках даются рекомендации и приемы решения вопросов организации детей, взаимодействия родителей и воспитателей, приводятся наглядные примеры осуществления совместных действий ДОУ и семьи.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;
  2. Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
  3. Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

В решении этих задач я использовала следующие направления:

Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей. Важной формой осуществления контакта с родителями стала индивидуальная работа, где обязательным условием я поставила – соблюдение педагогического такта и гибкости;

– Составление социального паспорта семьи (по методике О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой) позволило спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

1 – тип семьи: 84% – полные семьи, 4% – неполные семьи, 8% – многодетные семьи, 4% – семьи, находящиеся в разводе.
2 – занятость родителей: 88% работающие, 12% – безработные.
3 – образование родителей: 65% – высшее образование, 35% – среднее специальное.
4 – бытовые условия: 70% семей имеют хорошие бытовые условия, 30% – живут в средних условиях.

В дальнейшем эти данные позволили спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Анкетный опрос родителей позволил выявить уровень их педагогических возможностей, методы воспитания, виды поощрения и наказания, источники педагогических знаний, используемые в семье (методика С.В. Глебовой).

Составление алгоритма взаимодействия с семьей. Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия:

  • Поиск контактов при первой встрече;
  • Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;
  • Установление общих требований к воспитанию ребенка;
  • Упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • Реализация индивидуального подхода;
  • Совершенствование педагогического сотрудничества.

Составление плана работы с семьей.

План работы включает в себя:

– Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов (по запросам родителей);

– Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д.

– Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

2. Формы взаимодействия с родителями

Содержание работы по данной теме реализовала через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Здесь я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, мы старались активизировать родителей.

Родительские собрания – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

Традиционные родительские собрания мы решили сделать интересными, творчески подошли к их подготовке и увидели положительные результаты. Родители на наших родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Собрания мы проводим как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний круглого стола. Рубрики разные: “Советы специалиста”, “Говорят дети”, “Это интересно”, “Справочное бюро”, “В кругу семьи”.

Мы стараемся вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т.д. В период подготовки к мероприятию заранее формулируем проблемную тему (“Почему ребенок не слушается?”, “Можно ли обойтись без наказания”). Но при этом мы не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы.

Памятки для родителей – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей.

Использую в своей работе тематические консультации. Работает в группе схема “Спрашивайте – отвечаем”, т.е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная.

Наглядно-информационные стенды – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: антропометрические данные детей, режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое.

Наряду с традиционными формами взаимодействия, я использую в работе и нетрадиционные:

– Информационно-аналитические – это изучение семьи, т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т.д.

– Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках.

– Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток-шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

– Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

“Дни открытых дверей” – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Мы стремились не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещали дошкольное учреждение, знакомились с жизнью ребенка в детском саду, видели, как он занимается, отдыхает, общались с его друзьями. Родители участвовали в детских играх, получали мастер-класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними беседовали специалисты дошкольного учреждения. Все это помогло нашим родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях.

Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

3. Методы активизации родителей

В процессе той или иной формы я использовала в работе методы активизации родителей.

Они направлены:

  • на возникновение интереса к обсуждаемому материалу;
  • на желание родителей активно участвовать в обсуждении этого материала.

Это, прежде всего:

  • постановка дискуссионных вопросов;
  • предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения;
  • приведение примеров из литературных источников;
  • игровой метод активизации родителей (родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: “Что вас радует в вашем ребенке?”, “Что огорчает?”). Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли.
  • анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос: “Как поступить?”.

Например, на родительском собрании использую методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Применение всех этих методов привело родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.

III. Заключение

Проведя работу в этом направлении, я заметила, что произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения. В процессе работы повысился их интерес к проблемам детей.

Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной И.О. Пастуховой.

В ходе исследования взаимоотношений ДОУ и семьи было проведено анкетирование родителей, изучены детско-родительские отношения, эмоциональное самочувствие дошкольника в семье, проведено тестирование по Е. Антонину и Е. Бине, направленное на выявление уверенности – неуверенности ребенка в родительской любви.

Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции.

Анализ проведенной работы показал:

  • у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей;
  • увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией к специалистам, с вопросами к воспитателям;
  • возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, группой, а также количественный состав их участников.

Анкетный опрос родителей в конце работы показал: удовлетворенность работой детского сада в данном направлении составила 58%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 95 %.

Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.

Мой опыт работы помог выработать ряд рекомендаций по взаимодействию педагогов с семьей:

  • Установите доверительный такт, верный тон разговора;
  • Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания;
  • Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах;
  • Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

IV. Библиографический список

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изддом “Карапуз”, 2001.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания В ДОУ: метод. Пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., Педагогическое общество России, 2006.
  7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Радуга: Программа и руководство для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М., 1993